При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
С предложением создать в России касту инвестиционных консультантов выступил Евгений Коган, инвестиционный консультант, в ходе ежегодной конференции НАУФОР «Инвестиционное консультирование: актуальные вопросы индустрии». О других горячих темах конфренции - в репортаже портала Finversia.ru
Элитарность, как способ выхода из тени
Тема элитарности профессии стала, пожалуй, самой обсуждаемой на конференции.
– Институт инвестиционного консультанта (ИК) должен быть элитарным. Нужно создать касту советников. Для этого необходимо резко поднять требования к образованию, резко поднять требования к стажу, наконец, сделать нормальный экзамен, – предложил Евгений Коган.
Это позволит, по его словам, создать условия для обеления рынка:
– Как только мы создадим такую элитарность, возникнет спрос. И те, кто сейчас в серой зоне, не входит в реестр ЦБ, станут пытаться туда попасть.
«Как только мы сделаем профессию советника элитарной, сразу возникнет спрос на неё. И те, кто сейчас в серой зоне, не входит в реестр ЦБ, станут пытаться туда попасть», – Евгений Коган, инвестиционный консультант
Эксперт также предложил запустить институт рекомендаций – чтобы советник мог показывать клиенту 2-3 рекомендации от известных коллег, а также федеральную кампанию по информированию потенциальных клиентов о ИК, которые входят в официальный реестр Банка России.
Владислав Кочетков, президент Финама, заметил на это, что элитный советник будет ориентирован на состоятельных людей, потому как его работа будет стоить дорого:
– А куда деваться новичку, который пришёл, с условно, 30 тысячами рублей? Если мы хотим сделать массовый рынок ИК, то элитарность тут скорее препятствие.
Кадровый голод, конфликт интересов
Президент Финама констатировал, что индустрия ИК развивается не в тех контурах, которые предполагались ранее:
– Говорили, что придут сотни и тысячи ИК. Но пришли несколько десятков. Советники не заинтересованы входить в реестр.
Среди основных трудностей, с которыми столкнулась его компания – поиск персонала.
– Аттестат ФСФР упразднили, а новый не до конца ввели. Чтобы быть советником нужен опыт как у «квала», либо международный сертификат. Кадровый вопрос стоит очень остро.
Другая проблема – требования закона по хранению материалов в течение пяти лет. Советник должен хранить не только показанные клиенту рекламные материалы, но и регулярно следить за их обновлениями.
– Наконец, конфликт интересов. Каждый раз перед получением рекомендаций сотрудник зачитывает дисклеймер – клиенты нервничают. Может предусмотреть какое-либо мягкое решение? Один раз при заключении договора? – предложил глава Финама.
По его словам, эти «маленькие странности» создают критическую массу и поэтому советникам проще оставаться в серой зоне.
92 советника в реестре
Екатерина Андреева, вице-президент НАУФОР и модератор конференции, сообщила, что в настоящее время в реестре ЦБ состоит 92 ИК:
– Большинство совмещает деятельность ИК с брокерской деятельностью. Лишь 11% консультантов можно назвать независимыми.
СРО НАУФОР аккредитовало 80% программ автоконсультирования и автоследования. 43% всех брокерских счетов в России открывается в сопровождении ИК.
Вице-президент НАУФОР сообщила, что СРО удалось убедить ЦБ упростить требования к системе внутреннего контроля. Речь идёт о возможности возложить функции контролёра на самого ИК.
– Теперь мы видим нашу задачу в замене НДС на упрощенную систему налогообложения, – рассказала Екатерина Андреева.
Конфликт интересов должен быть управляемым
Кирилл Пронин, директор департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России, считает потенциал рынка ИК высоким:
– 92 советника на всю Россию мало, конечно. Поэтому мы видим задачу в увеличении количества независимых советников и в обелении рынка. Важно доносить до клиентов, что максимальная защита есть только у регулируемых ИК.
Эксперт считает, что одной из проблем является информационная безопасность при использовании программ консультирования.
– Что касается конфликта интересов, то плохо, когда этот конфликт не управляем. Важно, чтобы в приоритете были интересы клиента, – считает представитель ЦБ.
Маркирование легальных советников в поисковиках
Артём Терехов, заместитель директора департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России, сообщил, что жалоб на работу ИК «практически нет»:
– «Нормативка» новая, бизнес сырой, рынку есть куда расти.
Артём Терехов рассказал о переговорах с поисковыми системами – чтобы была возможность маркирования легальных ИК в верхних списках выдачи. По его словам, важно, чтобы официальные советники получили приоритет в поисковых выдачах.
Что касается программ, то эксперт предложил делать обязательную государственную регистрацию таких программ.
Артем Терехов поднял проблему ответственности программ с искусственным интеллектом (ИИ):
– Как объяснить клиенту, как работает программа с элементами ИИ? Это невозможно, в том числе для создателя данной программы. Машина – это вспомогательное устройство, рекомендацию даёт в конечном счёте советник.
По его словам, в ЦБ сейчас прорабатываются нормативные акты к программам консультирования с учётом лучших международных практик:
– Например, в Южной Корее создали при регуляторе специальную государственную компанию, которая занимается анализом программ консультирования. Подобных аналогов в мире нет.
Также представитель Банка России сообщил о результатах проверки профучастников рынка на предмет соответствия риск-профиля клиента и рекомендованных ему портфелей:
– В половине случаев были неточности у крупнейших игроков рынка. Мы очень удивлены, что лидеры рынка идут на такие нарушения.
Артём Терехов сделал акцент на разграничении деятельности ИК и ДУ:
– Неужели нужно плодить новую сущность? Если есть ДУ? ЦБ не готовы решать проблемы отдельных участников, поэтому мы призываем всех ИК направить предложения на этот счёт.
Онлайн-платформа для советников и их клиентов
Максим Ставицкий, управляющий партнёр Anderida Financial Group, рассказал об опыте прохождения через кризис:
– Мы сообщество консультантов и для нас пандемия стала мощным пинком. Мы выстраиваем свой бизнес по принципу персональных встреч, поэтому пандемия стала для нас вызовом.
Максим Ставицкий сообщил, что решением проблемы стало создание платформы автоконсультирования, через которую теперь сообщество контактирует с клиентами. На адаптацию платформы к требованиям советников ушло полгода:
– Платформа - дорогое удовольствие. Мы сейчас приступили к расчётам по себестоимости.
Чем отличается работа ИК от доверительного управления?
Павел Тивиков, генеральный директор ООО «Луна Уэлс», рассказал, что его компания ориентирована на работу с состоятельными клиентами:
– Мы работаем с клиентами, у кого есть 30 млн рублей и выше и кто имеет некоторый опыт работы на фондовом рынке. Важно, что у этих клиентов средний и долгосрочный горизонт планирования.
Павел Тивиков считает, что теневой рынок ещё долго будет выходить из тени:
– Наша задача в том, чтобы показывать лучшие практики. А также мы можем предоставить зонтичную инфраструктуру для советников.
Эксперт считает важным видеть портфель клиента:
– Мы должны управлять портфелем.
Артём Терехов на это заметил, что данная модель ничем не отличается от доверительного управления (ДУ).
Игорь Вагизов, директор ИК «Инвестлэнд», заявил, что в общении с клиентами его коллеги всегда подчёркивают, что они в реестре.
Леонид Полотовский, инвестиционный советник из Орла, рассказал, что до момента вхождения в реестр он 5 лет работал в качестве агента разных брокеров.
Этический кодекс как решение проблемы конфликта интересов
Евгений Коровин, начальник Управления инвестиционного консультирования «ВТБ Капитал Инвестиции», рассказал, что у его компании более 1 млн клиентов и 3 трлн рублей активов под управлением.
– Консультирование перестает быть делом состоятельных клиентов. Теперь это розница. Благодаря цифровизации и робоэдвайзингу в первую очередь.
В рамках борьбы с конфликтом интересов в ВТБ создали свой Этический кодекс – институт, который стоит во главе угла в западной практике инвестиционных консультантов.
В ходе конференции советники высказались за отмену НДС на их услуги.
Москва.
обсуждение