При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
С такой оценкой на Всероссийской конференции НАПКА 23 апреля выступил Иван Комиссаров, руководитель направления исследования рынка компании EOS. По его данным, в 2020 году просрочка выросла на 23%, в то время, как кредитный портфель банков – всего на 14%.
Серьёзный рост просрочки
– Как и аналитики предсказывали, прошлый год показал очень серьёзный рост просрочки, – заявил Иван Комиссаров, руководитель направления исследования рынка компании EOS.
По данным EOS, по состоянию на 1 марта 2021 года по МСФО просрочка составила 1,9 трлн рублей, в том числе по ипотеке – 200 млрд рублей. Таким образом, на балансе банков находится 1,7 млрд рублей невыплаченных долгов по автокредитам и необеспеченным кредитам. Рост в 2020 году составил более, чем 23%, а кредитный портфель вырос на 13%. Рынок агентского взыскания вырос на 6,8%.
По словам эксперта, за последние 10 лет доля просроченных долгов, которые баки размещают, не меняется, это 25-30% от общей суммы долгов на балансах.
Комиссаров отметил, что в прошлом году резко выросла эффективность взыскания:
– Более, чем на 10 процентных пунктов. Это потрясающий результат.
Средний размер долга в 1-м квартале 2021 года составил 85 тысяч рублей, что на 2% меньше, чем год назад.
В EOS прогнозируют, что по итогам 2021 года рост будет ощутимым:
– До 700 млрд рублей можем дорасти вполне.
«Рост коллекторского рынка по итогам 2021 года будет ощутимым. До 700 млрд рублей можем дорасти вполне», – Иван Комиссаров, EOS
Цессионный рынок в 2020 году снизился в 2020 году на 34%, подросли цены.
Количество жалоб на МФО снизилось
Сергей Колганов, заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, начальник Управления поведенческого надзора за деятельностью профессиональных кредиторов Банка России, рассказал о жалобах на действия коллекторов и подразделений взыскания в банках и МФО.
По данным регулятора, количество жалоб в сегменте МФО снизилось: доля была порядка 50%, стала 31%.
– При этом, во втором квартале 2020 года, ожидаемо, мы зафиксировали всплеск жалоб по сектору МФО – до 6,6 тысяч жалоб. Количество жалоб в 4-м квартале 2020 года составило 4,4 тысячи.
Сергей Колганов позитивно оценивает влияние СРО на сокращение количества жалоб. При этом представитель ЦБ признал, что люди, по-прежнему, предпочитают обращаться с жалобами в государственные органы, а не в сами компании или СРО.
Поправки в 230-ФЗ зависли
Эльман Мехтиев, глава НАПКА, рассказал о ходе согласования поправок в 230-ФЗ:
– В июне 2020 года была опубликована последняя публичная версия законопроекта. В декабре 2020 года мы сделали запрос о том, какой статус законопроекта и нам ответили, что документ передан в аппарат правительства. А пару недель назад на новый запрос нам ответили, что «есть концептуальные замечания, необходимы мнения всех сторон». Но какие могут быть замечания? Если они концептуальные? Начинать с чистого листа?
Мехтиев напомнил, что поправки в 230-ФЗ были инициированы президентом, который поставил срок – 1 января 2021 года.
Здесь текст вреза
– А сегодня уже 23 апреля. Последняя сессия нашей Госдумы в этом году. Не факт, что у следующей Думы это будет в приоритете. Хотя, как может быть не в приоритете поручение президента? Тот самый вопрос, который я постоянно задаю.
Он также подробно остановился на другом законопроекте – 248-ФЗ. Данный документ будет определять, как будет устроен госконтроль с 1 июля 2021 года. В законопроекте предлагается 6 категорий рисков.
– В соответствии с которыми нас будут проверять. Вопрос заключается в том, для всех ли компаний проверки будут одинаковыми?
Глава НАПКА также рассказал о перспективах цифровизации взыскания:
– Нам очень бы хотелось, чтобы была внедрена удалённая подача документов суд. Потому что в этом случае у коллекторов резко сократятся накладные расходы.
Онлайн-торги и цифровизация судебного исполнения
Игорь Тимошенко, руководитель исполнительного взыскания АБК, детально рассказал об опыте своей компании в использовании цифрового исполнительного производства.
Павел Михмель, генеральный директор «Первого коллекторского бюро», вручил призы журналистам.
Дмитрий Теплицкий, руководитель Контрольного комитета НАПКА и руководитель агентства «АБК», анонсировал Форум цифрового развития в Крыму нынешней осенью.
В ходе конференции состоялись электронные торги просроченной задолженностью.
Александр Данилов, представитель приложения Debex для онлайн-торгов, рассказал о новом тренде на рынке взыскания:
– Речь идёт о новом типе должника. Это люди младше 20 лет. Доля этой группы ранее не превышала 0,5%, а сейчас выросла до 5%. Я думаю, что коллекторам стоит адаптировать свои модели под эту категорию.
Эксперты также обсудили такие темы, как имидж коллекторов, способы коммуникации с должником онлайн, новый коллекшн-скоринг и другие.
«На чьей стороне закон, тот и сильнее»
Андрей Иванов, генеральный директор агентства взыскания задолженностей «Филберт», продемонстрировал короткий фильм, посвящённый коллекторам под общим слоганом «На чьей стороне закон, тот и сильнее». Его компания выбрала в качестве амбассадора Александра Половцева, заслуженного артиста России.
– Результат: положительные отзывы на Яндексе, узнаваемость в поисковых системах.
Дмитрий Дьячков, заместитель генерального директора «Банковские информационные системы», провёл презентацию QBIS Loan
– Это low code платформа – автоматизированная система управления кредитным портфелем для банков, МФО и лизинговых компаний.
«Любители наличных»
Юлия Богачёва, директор по управлению и анализу данных Qiwi, предложила коллекторам услуги своей компании:
– Мы многое знаем о такой категории, как «любители наличных». У нас 70 тысяч терминалов, с помощью которых люди оплачивают услуги. Оборот наличных в прошлом году вырос до рекорда за последние 10 лет. Мы знаем, кто эти люди.
По словам представителя Qiwi, это работающая женщина, 42 года, семья из 3-х детей.
«Мы многое знаем о такой категории, как «любители наличных». Это работающая женщина, 42 года, семья из 3-х детей», – Юлия Богачёва, Qiwi
– Нашими скорингами мы покрываем до 80% активного населения в стране. Не так давно мы научились готовить кредитный скоринг, а сейчас делаем скоринг для коллекшена. Это модели, которые предсказывают выход на просрочку.
Вячеслав Касьян, директор по развитию бизнеса CSBI, рассказал об опыте внедрения программных роботов:
– У каждой компании есть много рутинных операций, которые можно заменить роботами. В том числе у коллекторских агентств.
Представитель CSBI привёл в пример кейс по созданию робота для 3-х процессов: анализ банковских выписок, распознавание судебных приказов, распознавание других входящих документов.
– По итогам внедрения робота, мы смогли высвободить 400 рабочих часов, что эквивалентно 3 сотрудникам.
Урегулирование задолженности через личные кабинеты ОКБ
Максим Боков, руководитель направления сервисов для коллекшн Объединённого кредитного бюро (ОКБ), рассказал об опыте взаимодействия с клиентами, которые посещают личные кабинеты портала:
– Например, 570 тысяч клиентов посетили сайт бюро только в марте 2021 года. И большинство из них – заёмщики с просроченными платежами.
Проект взаимодействия предусматривает лидогенерацию с одним крупным агентством через рассылку писем и показом баннеров в личном кабинете.
– Конверсия по открытию писем составляет 46%. А, например, конверсия по кредитным предложениям – в 2 раза ниже.
По его словам, объём задолженности, который может быть урегулирован через личные кабинеты может составить 95 млрд рублей. А эффект от рассылки 10 тысяч писем составляет примерно 37 млн рублей.
Михаил Алексеев, специалист по банкротству, рассказал, что за 2015-2020 годы зафиксировано 282 284 банкротств. В том числе, только в 2020 году – более 119 тысяч. Всего по итогам этих банкротств списано более 140 млрд рублей, 28 млрд рублей потрачено на сами процедуры банкротства.
Москва.
обсуждение