При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
8-11 октября 2024 года в Казани состоялся 7-й Межрегиональный инвестиционно-финансовый форум МИФФ2024, главной темой которого стали финансовые услуги реальному бизнесу в условиях перехода к новой модели экономического роста.
Дефицит юаней, инфляция продавцов, спрос на золото
Панельную сессию форума организаторы – Московская международная валютная ассоциация и её бессменный лидер Алексей Мамонтов – посвятили текущей ситуации и прогнозам.
С точки зрения банков ситуацию описал Денис Соловьёв, заместитель директора департамента операций на финансовых рынках Россельхозбанка. В частности, он остановился на проблеме с внешними платежами и на проблеме дефицита юаневой ликвидности. По его данным, в августе-сентябре разница между стоимостью китайской валюты в России и Китае доходила до 1,5-2 рублей. Это происходило на фоне страха китайских партнёров по поводу вторичных санкций. В настоящее время разница составляет порядка 5-6%, что, по словам банкира, также существенно.
– Дефицит юаней будет продолжаться ещё долгое время. Спрос большой, а удовлетворяется он плохо. Рынок у нас бедный – нет арбитража, левериджа, мультипликации не происходит. Живём в зоне существенной зависимости от разных курсов. Клиентам не удаётся захеджировать свои риски, – посетовал Соловьёв.
Говоря о ситуации с инфляцией в России, банкир отметил, что ЦБ своей ставкой не полностью влияет на неё, поскольку нынешняя инфляция – это инфляция продавцов.
Среди других особенностей текущей ситуации банкир назвал рост спроса на золото и даже дефицит продуктов из физического золота.
А вот общемировая ситуация выглядит «достаточно устойчивой», продолжил тему Антон Табах, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА». Он считает, что мировая экономика находится в идеальном состоянии, а мягкая посадка экономики США, наконец, произошла.
Говоря о российской экономике, Табах заявил, что рост ВВП оказался выше, чем ожидалось – из-за высоких госрасходов и роста потребительских расходов. Однако в ближайшее время экономику ждёт замедление – из-за отмены льготной ипотеки.
Согласно его прогнозу, в октябре регулятор может поднять ставку до 20%, а может и до 21%.
– Теперь ставки будут жёстче до 2027 года. Снижать будут медленно и размеренно, первое снижение ожидаем не ранее лета 2026 года, – прогнозирует экономист.
В тоже время Табах считает, что без повышения ключевой ставки было бы ещё хуже.
Курс рубля Антон Табах прогнозирует «близко к официальным прогнозам».
– В целом, на период ближайших двух лет я оцениваю ситуацию как «пасмурно, но без ливней и ураганов». При этом, мы увидим снижение инфляции за счёт эффекта базы, – резюмировал экономист.
Кризис принципиальных подходов
Экономист Михаил Хазин подхватил тему ставок и инфляции. Он согласился с мнением Дениса Соловьёва, что инфляция издержек повышением ставки не лечится. Хазин считает, что Банк России повышал ключевую ставку для того, чтобы остановить экономический рост. В тоже время экономист отметил, что впервые за долгие годы ставки по депозитам стали компенсировать инфляцию для среднего класса.
Согласно его «валютному» прогнозу, нас ожидает к концу года очередная девальвация рубля к доллару – до 120-130 рублей за доллар.
Михаил Хазин по-прежнему скептически относится к перспективам экономики США. Он напомнил об исследовании Резервного банка Филадельфии, согласно которому в Штатах в 2023 году было создано около 1,4 млн фиктивных рабочих мест. Что касается ВВП США, то, по словам Хазина, он не растёт, а падает – с осени 2021 года, примерно на 0,5% в месяц, но падение скрывают за счёт фиктивных активов. Также он привёл данные, которые озвучил Ларри Саммерс, американский экономист, о том, что инфляция в США находится на уровне 8%, а не 3%, как о том говорят официальные власти.
Михаил Хазин также обратил внимание участников конференции, что впервые за всю историю доля ВВП США стала меньше 15% от общемировой (если использовать нетрадиционный метод расчета – прим. Finversia). А во времена Бреттон-Вудса доля США в мировом ВВП составляла 52%. Чтобы исправить ситуацию, Штатам необходимо либо уменьшать дефицит бюджета, либо начинать эмиссию с последующим резким ростом инфляции.
– Невозможно столько тратить, нужно перестраивать всю инфраструктуру. Я считаю, что мир столкнулся с кризисом принципиальных подходов, – резюмировал Хазин.
Политическое урегулирование и санкции – разные вещи
Иван Тимофеев, генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД), рассказал о предстоящем саммите БРИКС+ в Казани и о ситуации с текущими санкциями.
По его словам, санкции – это не что-то новое, их вводили и ранее.
– Однако сейчас эта политика видоизменилась – меняется санкционный инструментарий. Появились так называемые таргетированные санкции – в отношении отдельных юридических и физических лиц, – рассказал он.
Тимофеев также отметил тенденцию по эскалации санкций и в случае если президентом США выберут Дональда Трампа, то можно ожидать новый виток санкций.
Тимофеев также прокомментировал слова Михаила Хазина по поводу доли США в мировой торговле:
– И дело тут не в количестве санкций и не в доле США в мировой экономике. Многие процессы нелинейны. Политика санкций может быть устроена так, что многие европейские и китайские компании бояться их нарушать. Да, доля США в мировой экономике снижается, но страх перед США остаётся. И возникшая этим летом проблема с платежами – иллюстрация.
Эксперт также высказал мнение, что достижение политических соглашений по украинскому вопросу – когда это произойдёт – не означает автоматическую отмену санкций.
Тимофеев видит три сценария развития ситуации с санкциями. Первый сценарий он назвал «Пасмурно, как и сегодня», который предусматривает ползучую эскалацию и постепенное расширение режима санкций. Второй сценарий предусматривает резкую эскалацию с санкциями. Поводом для реализации данного сценария может стать использование тактического ядерного оружия, к примеру. Наконец, третий сценарий – позитивный¸ но он маловероятен.
– Мы недооцениваем подковёрные дела. Возможно урегулирование для отдельных бизнесов и секторов, – пояснил он суть позитивного сценария.
«В России позитив без причины – это признак дурачины»
Ян Арт, руководитель проекта Finversia, подытожил выступления спикеров на первой сессии. Первое, на что он обратил внимание – зацикленность на негативных сценариях:
– Мы всё время говорим о негативных сценариях, чтобы выглядеть умными на следующей конференции. Почему-то сложилось, что в России позитив «без причины» – это признак дурачины. Мы все время констатируем одно и тоже. Обсуждаем неа конференции сценарий ядерной войны как более вероятный, чем позитивный, при этом напоминаем, что через час у нас запланирован обед, а потом – экскурсия…
Помимо ядерного сценария активно муссируется тема «слишком большого» госдолга США, продолжил Арт. Однако те, кто об этом говорит, забывают, что госдолг США недавно превысил $35 трлн, а вот долги развивающихся стран – это куда большая проблема. Кроме того, проблема заключается не в абсолютном значении долга, но в уровне действующей ключевой ставки.
– То есть, можно иметь маленькую ставку и большой долг, а можно как в России – высокую ставку и маленький долг. Что, по сути, одно и тоже. Ещё пару лет при такой ставке и у России будет уходить из бюджета на обслуживание долга в процентах столько же, как в США, – пояснил он.
Среди других рисков – разногласия в ОПЕК+, которые могут привести к тому, что саудиты резко увеличат поставки сырья, что немедленно обвалит цены, а заодно и российский бюджет.
Также Арт обратил внимание на «непонятную ситуацию» с БРИКС+. Суть проблемы заключается в том, что организация не соответствует общепринятым целям, которые преследуют любые экономические союзы. Например, свободные перемещения граждан, обнуление пошлин в двусторонней торговле, единая система квот на производство ключевых товаров и/или создание единйо валюты или хотя бы платежного контура. Пока, по мнению Яна Арта, БРИКС – это чистой воды декларация.
Однако Игорь Пилипенко, главный эксперт центра «Экспертный совет по вопросам участия Российской Федерации в объединении БРИКС», рассказал о готовности стран-участниц создать единую валюту и платёжную систему.
Среди барьеров на данном пути эксперт выделил следующие: многие валюты стран-участниц БРИКС остаются неконвертируемыми, страх корпораций перед вторичными санкциями, тесная связь рынков отдельных участников БРИКС с западными партнёрами.
Между тем, Пилипенко видит в качестве приоритетов развития союза создание платёжно-расчётной системы и активное использование цифровых валют.
– И тут есть подвижки. Среди вариантов – соединение клиринговых систем, а также активное использование цифровых валют. Также нужна гармонизация законодательства. Или создание отдельного клирингового центра, – перечислил Пилипенко возможные проекты.
Нефть, облигации, транзакции
Следующая сессия была посвящена вопросам валютно-денежного и облигационного рынка в условиях трансформации экономики.
Ярослав Кабаков, директор по стратегии компании «Финам», продолжил тему нефтегазовых доходов российского бюджета, которые позволяют пока финансировать расходы на военно-промышленный комплекс. И согласился с мнением коллег, что конфликт внутри ОПЕК+ приведёт к снижению цен на нефть.
При этом, российская экономика в нынешнем виде может существовать только при высоких ценах на нефть, выше, чем $60-70 за баррель, уверен Кабаков.
Екатерина Маевская, руководитель направления рыночной аналитики инвестиционной компании «Юнисервис Капитал», рассказала о ключевых трендах на рынке высокодоходных облигаций (ВДО).
Начиная с 2018 года количество выпусков ВДО превысило 400, в стоимостном выражении это более 170 млрд рублей. По её оценкам, доходность выпусков в сегменте B на сегодняшний день начинается от 27%, в сегменте BB – от 26,5%, в сегменте BBB – от 25%.
– Да, дефолтные риски выросли, но эмитенты приходят и готовы занимать даже по таким ставкам, – рассказала Маевская.
Она добавила, что по состоянию на середину сентября спреды на вторичном рынке ВДО сузились, что говорит о том, что рынок жив и на него прибывает ликвидность.
Согласно прогнозу «Эксперт РА», в 2023 году ожидалось около 25 дефолтов, однако в реальности случилось всего четыре дефолта, при этом три – по облигациям одной компании. С начала 2024 года произошло 6 дефолтов. При этом данные дефолты не были связаны с долгом.
Георгий Красильников, исполнительный директор по инструментам хеджирования Финансового ателье GrottBjorn, провёл презентацию услуг своей компании по хеджированию валютных рисков для импортёров и экспортёров, а также помощи в проведении международных расчётов. Один из вариантов таких расчётов – взаимозачёты, так называемый неттинг, при котором рубли не покидают российскую юрисдикцию. Риски в данной схеме Красильников видит в том, что количество экспортёров меньше, чем количество импортёров.
– В последние месяцы мы выступаем как служба психологической поддержки для своих клиентов, – описал он ситуацию с летними неплатежами.
Тему альтернативных платежей для экспорта/импорта продолжил Дмитрий Потапенко, генеральный директор ООО «МДГ», экономист, блогер (признан в РФ иноагентом).
По его словам, бизнес вернулся в то состояние, которое было в конце 80-х – начала 90-х годов.
– При этом посыпать голову пеплом не нужно – санкции теперь это нормальное состояние для ведения дел. Просто произошло документарное оформление того, что было и раньше. Санкции не снимут, – предупредил Потапенко.
Просрочка в секторе МСП растёт, кредитный портфель – снижается
Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра «БизнесДром», председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России», обрисовал ситуацию с кредитованием малого и среднего бизнеса. Он отметил, что кредитование данного сегмента, несмотря на рост ставок, вплоть до лета оставалось впечатляющей.
– Были побиты все рекорды – и по количеству заёмщиков и по доле от всех МСП в стране, которые имеют кредиты. Те не менее, разворот произошёл этим летом, – отметил Самиев.
Если говорить про отраслевой срез, то больше всего набрали кредитов те компании, которые либо имеют непосредственную связь со строительным рынком, либо опосредованную, например, предоставляют услуги строительным компаниям. Например, это компании, которые занимаются проектированием, техническим обслуживанием и так далее. Кроме того, нередко кредиты получают компании, формально относящиеся к МСП, а в реальности входят в структуру крупных холдингов.
– Бывает, что совсем небольшая компания получает кредиты в миллиарды рублей. Банк России ещё пару лет назад пытался изменить критерии отнесения компаний к МСП и крупному бизнесу, это пока только для внутреннего использования, – пояснил Самиев.
Между тем, благодаря жёсткой денежно-кредитной политике Центробанка, начиная с июня спрос на кредиты начал снижаться. Чему способствовало ужесточение риск-менеджмента в банках также.
Самиев также сообщил, что начала расти просрочка по кредитам МСП, особенно в сегменте строительства.
– Предполагаю, что во втором полугодии 2024 года просрочка продолжит расти, а портфель продолжит снижение. Кроме того, мы увидим расслоение – когда одни сегменты МСП будут показывать хорошие результаты, а другие – плохие, – прогнозирует Павел Самиев.
Вместе с тем, эксперт не ожидает кризиса неплатежей в отрасли.
Тотальная прозрачность расчётов в криптовалютах
Открывая сессию, посвящённую цифровым активам, цифровому рублю и цифровой безопасности, Роман Прохоров, председатель правления ассоциации «Финансовые инновации», подробно рассказал об инновациях в финансах последних лет, которые уже стали частью российской финансовой инфраструктуры.
Михаил Успенский, член Экспертного совета по регулированию криптовалют Государственной Думы России, рассказал об альтернативных способах расчёта за импорт. В своём выступлении он развенчал некоторые мифы, которые касаются использования криптоактивов:
– Многие российские корпорации покупают крипту по безналу. Миф заключается в том, что это невозможно сделать. Между тем, у нас есть крупная российская криптовалютная биржа – «Гарантекс».
Успенский согласился с мнением коллег, что решением проблемы неплатежей является взаиморасчёты, чтобы не выводить рубли за пределы юрисдикции.
– Да, нынешним балом правит система взаимозачётов. Неттинг и взаимозачёт, – констатировал Успенский.
В тоже время среди основных рисков эксперт выделил «тотальную прозрачность» транзакций в блокчейне.
– И если какой-либо кусочек этих транзакций попадает под внимание недружественных финансовых регуляторов, то дело плохо. Если не «палить кошельки, то обрезка хвоста достигается», – пояснил эксперт.
Кроме этого, Успенский развенчал миф про то, что криптоактивы не могут быть внесены в капитал компании, а также о том, что операции с криптой облагаются НДС.
ИИ и ЦФА в финансах
Виктор Достов, председатель ассоциации «Электронные деньги», рассказал о кейсах финансовых продуктов, которые сделаны на основе искусственного интеллекта.
Одним из таких семейств продуктов является точечная локализация. Небольшие финансовые компании дают рассрочку на штрафы, например.
В условиях высокой ставки выгоднее положить деньги на депозит, куда будут поступать проценты и с этого депозита выгоднее платить за приобретённый товар в рассрочку. И такие займы выдаёт шведская компания Klarna.
Существуют компании, которые предоставляют услуги скоринга по лицу. Речь идёт о том, чтобы визуально понять, бедный или богатый человек.
Компания Pagaya покупает у банков данные клиентов, которым не дали кредит. При этом покупает эту информацию очень дёшево. После этого через свою скоринговую систему компания вычисляет так называемые пограничные случаи – когда в кредите отказали, но для одобрения не хватило совсем чуть-чуть. На следующем этапе информацию о «пограничных» продаётся институциональным инвесторам большим пакетом.
Достов также рассказал об умной карте Kudos. Эта карта сама решает, с какого счета платить, чтобы максимально оптимизировать комиссии и транзакционные издержки.
Похожая история у компании Bobo с одноимённой картой. Эта карта для богатых клиентов, у которых на счету не менее $10 млн.
Есть проекты, которые увязывают астрологию и инвестиции. Смысл в том, что у разных наций есть свои суеверия. К примеру китайцы, прежде чем дать в долг или совершить крупную покупку, сверяются «со звёздами».
У Т-Банка есть продукт, который позволяет копить не кэшбек, а доли акций.
В заключении Виктор Достов сообщил, что попытки тотальной оптимизации не работают:
– Искусственный интеллект пока ещё не умеет полноценно управлять пользовательским поведением. На уровне банка, хотя такие эксперименты и проводились. Именно поэтому ИИ пока прикручивается к отдельным проектам, – пояснил Достов.
В свою очередь, Владимир Козинец, президент Ассоциации корпоративных казначеев, поделился своими размышлениями относительно природы цифровых финансовых сущностей. Его мнения часто расходятся с тем, что написано в законах.
Так, он считает, что цифровой рубль с точки зрения казначея это «следующая реинкарнация наличных денег». Это выемка ликвидности из трансмиссии, на которую не начисляются проценты.
А вот токенизированные безналичные остатки банков на корсчетах – это «реинкарнация уже безнала». По его словам, данный продукт можно также назвать электронной версией банковских гарантий.
Также Козинец поделился своим пониманием такой сущности, как цифровое финансовое право.
– ЦФА – это не средство платежа, а оцифрованное право. Это просто технология, которая упаковывает в цифровом виде имеющий финансовый инструмент, – пояснил он.
Козинец привёл в пример сравнение ЦФА с первым айфоном. Впервые Apple выпустила аппарат, который объединил на одной платформе разные инструменты – музыку, навигатор, записные книжки и проч.
Эксперт высоко оценивает потенциал ЦФА. Например, через выпуск ЦФА можно развивать межкорпоративное финансирование и решение проблемы кассовых разрывов.
Казань.
обсуждение