При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
И почему самый большой, возможно, не самый большой.
Про то, что текущие всеобщие принятые способы измерения благосостояния страны неидеальны и имеют свои недостатки известно давно и всем экономистам. Тот же Кузнец – разработчик системы национальных счетов (в том числе расчёта ВВП) ещё тогда писал, что показатели имеют свои особенности и не могут полностью отразить ситуацию с экономикой. Правда, стоит так же сказать, что как только пошёл разговор о внедрении его системы счетов в госстатистику его собственная критика практически сошла на нет.
Но вернёмся к текущему моменту. О том, что экономика США а главное её размер, измеренный ВВП не в малой степени виртуальный в прямом и переносном смысле, также не является новостью для экономистов и тем, кто глубже интересуется этими вопросами. По этой же самой причине доля России в мировом ВВП кажущаяся всего в 2% (между тем это 9-ое место по прогнозам МВФ на 2023 год), тоже не отражает всей действительности. Если Китай является мировой фабрикой, то Россия точно один из самых крупных поставщиков ресурсов, и эти объёмы просто нечем заменить, по крайней мере в среднесрочной перспективе, а по отдельным позициям и в долгосрочной. Об этом я тоже не раз писал и приводил аргументы: и про нефтегазовые компании, Норильский Никель и т.п. Косвенно неполноту описания экономики с помощью такого показателя как ВВП, мы видим через неэффективность санкций. Не поймите меня неправильно, они делают своё дело, но эффект от них совершенно не тот, на который рассчитывали на Западе, или иными словами – санкции неэффективны.
Интересно, что в самом США, также достаточно людей, которые прекрасно понимают, что реальный расклад сил по экономикам, тоже не так прост как это выглядит с позиции ВВП. Так в недавнем интервью Такеру Карлсону сенатор-республиканец Джеймс Вэнс подчеркнул, что мнение о лидерстве американской экономики в мире является мифом. По его мнению, основная часть экономики США сосредоточена в раздутом финансовом секторе, который мало связан с реальным производством. Это сильно пересекается с фактом, который приводил в своей книге «Не верьте цифрам!» Джон Богл: «Доля прибылей финансовых компаний в суммарной прибыли компаний, входящих в SP500, подскочила с 8% в 1980 году, до 27% в 2007 году – и до 33%, если включить сюда прибыль от финансовой деятельности промышленных компаний (таких как General Electric и GMAC)». И это мы ещё не коснулись темы, что сам принцип расчёта ВВП менялся на протяжении всего времени его существования. Так в структуре ВВП США больше 70% приходится на сферу услуг в 2020-х годах, а на производство чуть больше 20%, в то время как в Китае, например, на производство приходится 40%!
Я также не раз публиковал различные индикаторы, которые являются предикторами кризиса в США, но большая их часть связана с фондовым рынком. Но даже они не столь существенными, если посмотреть на то, что касается экономических процессов. Здесь я привёл два графика, которые наглядно демонстрируют всю глубину проблемы. На одном из них показан рост ВВП США в номинальном выражении и рост государственного долга с 1966 года (статистика, которую удалось добыть в FED). Несложно понять, что скорость кардинально отличается! А начиная примерно с 2004 можно отметить ещё и ускорение роста долговых обязательств.
Многие любят считать отношения госдолга к ВВП, мне не нравится это метрика. Она как бы подразумевает, что ВВП – это как бы валовый доход условной корпорации «ГОСУДАРСТВО». Но это некорректно, так как сам ВВП формируется огромным количеством участников экономического процесса, и государство в лице МИНФИНА не может запустить в «него свою руку», чтобы расплатиться по долгам. Возможно, это было бы справедливо для какой-нибудь страны аля СССР, где само государство по сути было капиталистом (да здравствует Владимир Ильич), но это точно не подходит для капиталистических стран. Но даже этот показатель сейчас близок к 125% в США. И вы только задумайтесь, что само это отношение долга к ВВП с 1966 года выросло почти в 3 раза! При этом в два раза оно выросло с 2008 по 2023, то есть за 15 лет, в то время как с 1966 по 2008, то есть за 42 года, рост только в 1,6! Вот это темпы!
Я не хочу, чтобы Вы воспринимали меня, как «коня апокалипсиса», я просто посчитал несложные цифры и показал здесь. И да, они не могут не настораживать! Никто не знает, сколько такая ситуация может ещё продолжаться – год, два, а может быть 10 или 20 лет, в том числе и я! Но пройдя через три крупных кризиса, два из которых точно можно отнести к мировым, дали прочувствовать простое правило – когда всё начнёт «рушиться», процесс пойдёт существенно быстрее, чем многие могли себе даже представить.
Удачных инвестиций всем! И давайте считать и думать дальше.
Telegram канал автора: https://t.me/s/ab_trust
обсуждение