При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Их надо правильно читать.
Экспорт российского газа (в ближнее и дальнее зарубежье) в марте 2021 года составил 19,9 млрд куб. м, с большим отрывом превзойдя экспорт за март 2020 года, а также экспорт за март докризисного 2019 года – 18,417 млрд куб. м. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы России.
https://www.interfax.ru/business/764622
Вдохновляющие новости. Хоть что-то у нас растет. Но, как известно, есть ложь, а есть статистика.
Нюанс заключается в том, что март 2020 года — это уже начало ковидного кризиса, когда начала сыпаться мировая экономика, поэтому понятно, что по сравнению с прошлогодними показателями нынешние обязаны быть лучше. Но и 2019 год — не совсем корректный год для сравнения, так как к зимнему сезону 2018-2019 года Европа подошла с рекордными объёмами запасённого газа в подземных хранилищах в ожидании российско-украинской газовой войны за украинский транзит. Тогда, как известно, войны не случилось, Газпром подписал капитуляцию без боевых действий. Но запасы остались, а потому экспорт 2019 года тоже был так себе.
Более корректно было бы сравнивать в таком случае с показателями марта 2018 года — последнего стабильного года. Но решили не сравнивать, так как здесь как раз с показателями всё не очень хорошо, и март 2021 года всё еще ниже марта 2018: 18,4 млрд кубометров против 19 млрд.
Кроме того, нужно учесть, что холодная зима этого года вынудила европейцев откачивать газ из-под земли в ускоренном порядке и сверхнормативных объемах, так что в этом году дополнительные объемы неизбежны.
В любом случае победные рапорты могут рассматриваться как достижение только на фоне совершенно катастрофических событий последнего года и предкатастрофических позапрошлого. В реальности восстановление показателей всё ещё продолжается и не достигло нормы.
На самом деле понятие нормы теперь очень условно. Ковидная история подкосила мировую экономику и экономики крупнейших макрорегионов. Периоды стагнации будут меняться всплесками восстановления с последующим сваливанием в новые кризисы — это называется осцилляция, когда колебания системы возле точки бифуркации резко меняют амплитуду и частоту. Что, кстати, само по себе является одним из ключевых признаков надвигающегося системного сдвига.
В ходе катастрофических событий, то есть, перехода системы из одного стационарного состояния в другое, понятие норма перестает иметь хоть какой-то практический смысл, так как нормальные показатели предыдущего стационарного состояния уже неприменимы, а для нового стационарного состояния нормальные условия и показатели еще не возникли.
Уже поэтому любые манипуляции со статистикой могут иметь лишь медийный характер, поэтому относиться к ним тоже стоит не то чтобы со скепсисом, но и без особой надежды. Сейчас любая статистика отражает лишь положение системы «в моменте», но не дает никаких возможностей моделировать на ее основании общую картину происходящего.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/el.murid.3
обсуждение