При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Практические уроки нобелевского лауреата для России.
Нобелевские премии редко дают за работы, имеющие прямое, конкретное применение. Статьи нобелевских лауреатов по биомедицине не содержат рецептов приготовления лекарств или методик лечения болезней, премии по химии даются не за разработку машинных масел или средств для мытья посуды, а в работах лауреатов-физиков нет инженерных расчетов. Точно так же с премией Нобеля для экономистов. Каждый лауреат внес огромный вклад в развитие экономической науки, ввел новые понятия и концепции, раздвинул горизонты и проложил дорогу, дав возможность тысячам исследователей развивать и применять то, что сделал он. Однако практические последствия его работы – это результат работы его студентов и студентов его студентов, часто тех, кто, прослушав пару курсов по экономике в бакалавриате, пошел работать в бизнес или госсектор.
Между пионерскими научными работами нобелевских лауреатов и практическим приложением есть дистанция, и немалая. И все же из работ Пола Ромера, лауреата-2018, можно извлечь практические уроки для России прямо сейчас. Это не методики расчета инвестпланов госкомпаний на следующую десятилетку, но вполне конкретные рекомендации.
Ромер получил премию за объяснение сложного феномена. Почему экономически развитые страны продолжают быстро расти? Легко объяснить быстрый рост развивающихся стран. Во-первых, там недостаточный по сравнению со странами – лидерами экономического развития объем производственного капитала на одного работника. Один рабочий на автозаводе в Китае производит меньше машин, чем рабочий в Германии или США. Увеличиваешь объем капитала – производство на одного работника растет. Во-вторых, легче расти, когда догоняешь: вместо того чтобы терять деньги на разработку технологий, которые окажутся ненужными, заимствуешь самые лучшие, уже проверенные. Но в странах-лидерах эти механизмы не работают! Объем капитала уже на максимуме, заимствовать не у кого...
А рост есть: во второй половине ХХ в. страны-лидеры росли очень быстро, да и в ХХI в. выступают неплохо. Модели Ромера объяснили, как это может происходить за счет передачи технологий и организационных инноваций между разными секторами экономики. Экономика страны растет, потому что фирмы одних секторов служат лидерами для фирм в других. Опытные сотрудники фирм-лидеров переходят в компании других секторов – это один из основных механизмов трансфера технологий, но не единственный. Фирмы заимствуют инновации напрямую: Генри Форд заимствовал идею промышленного конвейера у чикагских скотобоен XIX в. Новые владельцы-инвесторы перестраивают фирмы с учетом последних достижений конкурентов. Проигравшие конкуренцию разоряются и закрываются – и это тоже механизм распространения инноваций.
Конечно, у России впереди еще годы догоняющего развития. Работающий россиянин производит в 2–3 раза меньше, чем француз или американец, – до оптимального объема производственного капитала еще далеко. Но заимствование инноваций – ключевой элемент развития и для догоняющей стадии, и для следующей, когда экономика близка к уровню стран-лидеров, – сильно зависит от условий для этого. Законы, ограничивающие движение сотрудников из фирмы в фирму, у нас достаточно гибкие, но вот приход новых владельцев или миноритарных инвесторов – проблема. Ограничение на владение и инвестиции в «стратегических отраслях» – также проблема. Чрезмерная доля государства в акционерных обществах, защищающая неэффективные фирмы, – это проблема. Законы, осложняющие жизнь бизнес-прессы, коррумпированные суды, защищающие репутации неквалифицированных менеджеров, – это проблема. Не верите? Разберитесь в механизмах роста, описанных Полом Ромером.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/konstantin.sonin
обсуждение