При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На кого будет опираться Дональд Трамп, начиная экономические реформы в США?
Пока западные СМИ пугают друг друга и своих читателей жуткими перспективами первых назначений Дональда Трампа в президентскую администрацию на посты, ответственные за внешнюю и внутреннюю политику, а также судопроизводство, я пытаюсь уловить силу потока перемен в сфере американской экономики. Как я уже говорил в своём интервью, у Трампа была сильная предвыборная позиция во многом благодаря тому, что, в отличие от Хилари Клинтон, разговоры об экономике велись хотя бы в общих чертах.
Краеугольным камнем экономической риторики Трампа, как известно, был тезис о необходимости репатриации рабочих мест из стран с дешёвой рабочей силой обратно в США.
В моей последней книге «Великая экономическая капитуляция XXI века», которая скоро выходит в тираж, я упомянул важность возвращения в публичную сферу такого тяжеловеса, как Лоуренс Саммерс. В политических кругах Вашингтона Саммерс имеет неоднозначную репутацию. Рассорившись с Кристиной Ромер, профессором экономики Калифорнийского университета и председателем Совета экономических экспертов президентской администрации Барака Обамы, на почве предложенных сценариев выхода США из финансового кризиса 2008 года, Саммерс спровоцировал вначале её отставку, а затем и сам ушёл в закулисье. При этом, Обама, отлично понимая ценность сотрудничества с профессионалом такого калибра, несколько раз настоятельно приглашал его сменить на посту Председателя ФРС Бена Бернанке, но Саммерс упорно отказывался.
Захочет ли Трамп вернуть его в сферу своего окружения, и захочет ли сам Саммерс стряхнуть с себя пыль университетских кабинетов и оказаться вновь полезным для своей страны? Опыт Саммерса – на самом деле многогранен и важен тем, что он, в отличие от длинного списка «благодушных консерваторов», может быть по праву назван антикризисным управляющим. Трамп считает, что американская экономика – не вполне здорова, а значит, обычным функционером должность экономического советника не должна ограничиться.
На самом деле, послужной список Саммерса впечатляет. До того как он стал директором Национального экономического совета США (с 20 января 2009 года по декабрь 2010) его деятельность на посту министра финансов при администрации Билла Клинтона включала конкретные экономические антикризисные наработки, приуроченные к событиям 1994 в Мексике и 1997-1998 гг. в Юго-восточной Азии и России. Член Бильдербергского клуба, Саммерс служил главным экономистом во Всемирном банке, а также был президентом Университета Гарварда, и до сих пор является членом совета директоров Brookings Institute (институт Брукингс). Таким образом, опыт и заслуги этого экономиста могли бы оказаться бесценными, если реформы Трампа начнут не на словах, а на деле свою гордую поступь по стране.
Единственный камень преткновения Саммерса – его нескрываемая симпатия по отношению к Дэвиду Рокфеллеру, который потенциально может стать главным закулисным оппонентом Дональда Трампа. В общем, поживём – увидим.
Пока же, одним из наиболее вероятных кандидатов на пост главного экономического советника Трампа называется известный экономист, финансист и автор экономического отчета «The Kudlow Report» Ларри Кудлоу. Более того, злые языки продолжают утверждать, что кресло под главой ФРС Джанет Йеллен продолжит интенсивно расшатываться – в особенности, если ей так и не удастся запустить полноценную последовательную программу нормализации кредитно-денежной политики Федрезерва (что с каждым месяцем промедления с повышением базовой процентной ставки выглядит всё более угрожающе). В этом случае, в особенности, если Саммерс так и не появится на публике, её место вполне может отойти именно к Ларри Кудлоу. В конце концов, у Кудлоу за плечами – опыт работы председателем Федерального резервного банка Нью-Йорка. Конечно, его дауншифтинг в сторону журналистской деятельности на телеканале CNBC, на мой взгляд, автоматически переводит его в гораздо более низкую весовую категорию по сравнению с Саммерсом.
Далее, в американской прессе проскальзывают две других, куда менее известных широким массам (в том числе, и мне) фамилии – Питер Наварро (Peter Navarro) и Дэвид Мэлпас (David Malpass). Первый является экономистом Университета штата Калифорния, но при этом был конгрессменом от Демократической партии в 1996 году, где основными объектами его критики были глобальные торговые союзы и иммиграционная политика США (смогут ли Трамп и его однопартийцы простить Наварро его «демократическое прошлое» во имя единства взглядов по ключевым вопросам?). Мэлпас, в свою очередь, служил при администрации Рональда Рейгана, но при этом несколько подпортил свою репутацию работой главным экономистом в инвестбанке Bear Stearns в 2007 году, когда случилось банкротство его двух дочерних фондов, инвестировавших в ипотечные облигации сомнительного качества. На мой взгляд, тройка основных претендентов на экономические бразды правления – Саммерс, Кудлоу и Наварро – выглядит гораздо более предпочтительно по сравнению со всеми прочими кандидатами, имена которых проскальзывают в американской прессе.
обсуждение