При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Несмотря на падение сборов по страхованию жизни в России в I квартале 2019 года, потенциал рынка не просто не исчерпан – в ближайшие три года у него есть все шансы серьезно увеличить объемы. С чем связаны такие радужные прогнозы и как обстоит ситуация в мире, в связи с выходом на экономическую арену миллениалов, растущий средний класс в Индии и Китае и бурное развитие технологий?
Ещё год назад ни один отчёт о рынке страхования не обходился без восторженных прогнозов о будущем этого сегмента. Например, в начале прошлого года аналитики рейтингового агентства «АКРА» писали, что уже в 2022 году объём собранных премий по страхованию жизни утроится. А доля этого вида страхования составит 45% от общего объёма страховых премий против 26% по итогам 2017 года. В агентстве считали, что в ближайшую пятилетку темпы роста страхования жизни будут составлять 20-30%, обгоняя общестраховой рынок. Однако по итогам I квартала 2019 года продажи страхования жизни впервые за 10 лет упали.
Эксперты связывают новый тренд со сложным этапом, который проходит сейчас инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). Это негативный информационный фон, борьба с некачественными продажами, некоторое снижение депозитной базы за 1 квартал 2019 года, а также появление новых инвестиционных решений (например, ИИСы), которые тоже стали активно предлагать банки своим клиентам. Кроме того, просадка случилась потому, что бурный скачок ИСЖ в 2018 году во многом базировался на багаже 2017 года, когда фондовые рынки показывали беспрецедентный рост, побуждая инвесторов покупать. 2018 год был, напротив, очень волатилен и такого оптимизма в инвесторов уже не вселял. В общем, период охлаждения рынка был ожидаемым, хотя и наступил раньше, чем предполагалось.
Тем не менее, представители регулятора скорее положительно оценивают результаты I квартала, указывая, что предпринятые регуляторные меры (новые стандарты продаж от ВСС и ЦБ) приведут к тому, что продажи станут «более осознанными». Таким образом, спад в ИСЖ будет временным, и вскоре продукт снова станет востребован – у начинающих инвесторов и у очень состоятельных клиентов, которые желают диверсифицировать инвестиции.
Дальнейший рост могли бы поддержать налоговые льготы. В последние полтора года мы стали свидетелями бума на рынке частного инвестирования – когда вчерашние вкладчики стали осваивать новые для себя финансовые инструменты, оценив возможности специальных налоговых режимов. Речь идёт, конечно же, об индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС), где можно вернуть в виде вычета 13% от суммы в 400 тыс. рублей. В страховании жизни льготы не столь велики – 13% от суммы всего в 120 тыс. рублей, и могут быть интересными только для клиентов среднего класса, которые выбирают продукты с регулярными ежегодными взносами, например, накопительное страхование жизни (НСЖ). Хотя и тут есть нюанс – лимит в 120 тыс. рублей призван покрывать не только расходы на страхование жизни, но и на медицину, на пенсионное обеспечение, на образование, на благотворительность, на независимую оценку своей квалификации. К тому же вычет не пересматривался уже более 10 лет, несмотря на инфляцию. Безусловно, расширение базы социального налогового вычета стало бы хорошим подспорьем для развития рынка.
Перспективным для рынка страхования жизни в России может стать и появившийся устойчивый социальный запрос на формирование собственных пенсионных накоплений. Это объяснимо в связи с последними действиями правительства в сфере пенсионной реформы. Таким образом, мы в целом оптимистичны насчет будущего российского рынка страхования жизни, потенциал которого явно сохраняется.
Рынок продолжит расти и в глобальном масштабе, где, однако, свои тенденции. Мировая «жизнь» трансформируется, прежде всего, за счёт демографических и социальных изменений. Драйверами роста для рынка страхования жизни станет крепнущий средний класс в Азии, прежде всего, в Индии и Китае. По данным банка Goldman Sachs, доля среднего класса в Китае сегодня составляет лишь 11%, но активно увеличивается, а этом значит, что синхронно будет расти и интерес к страхованию жизни, где приоритетом для них является защита на случай критических заболеваний.
Спрос на страхование жизни и со стороны еще одной из главных целевых групп – миллениалов будут поддерживать новые технологии. Миллениалы – это поколение, родившееся между серединой 80-х и концом 90-х годов, у них пока меньше, чем у родителей, накопленного капитала, но склонность к регулярному потреблению выше. Они интересуются скидками, специальными предложениями, мониторят и сравнивают цены. Кроме того, миллениалы не на шутку увлечены здоровым образом жизни. Наконец, они любят интерактив, им нравятся процессы, где есть элементы вовлечения, игры – геймификации. Многие зарубежные страховые компании увидели в этих характеристиках поколения огромный потенциал. Так, испанская Aviva предложила программу, куда встроены сервисы диетолога и тренера. Японская AXA занимается разработкой мобильных приложений по ЗОЖ, сопровождающих страховых продукты. John Hancock Vitality объявила акцию – дарила клиентам «умные часы», которые мониторили физические нагрузки, и наиболее активным клиентам потом предлагались скидки на страхование.
обсуждение