При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Что это и зачем он нужен?
В мае этого года стало известно, что Минэкономразвития разрабатывает законопроект, позволяющий получить ВНЖ (вид на жительство) в России в обмен на инвестиции. И не просто абстрактные инвестиции, а за приобретение жилья на территории России.
Что это такое?
В принципе, программы «золотых паспортов» или «золотых резиденций», «экономического» или «инвестиционного» гражданства или вида на жительство, т.е. программы получения гражданства или ВНЖ в обмен на инвестиции в экономику – не такая уж редкость сегодня в мире. Такие программы есть как в развивающихся странах (в этом смысле известнее всего такие программы стран Карибского бассейна), так и в странах – экономических лидерах: США, Великобритании, Евросоюзе.
Нужно понимать, что гражданство и ВНЖ – это очень разные статусы. Их ключевые отличия заключаются вот в чем:
Во-первых, гражданство – это практически всегда пожизненный статус, в большинстве случаев приводящий к «автоматическому» гражданству детей, в то время как ВНЖ может быть временным и постоянным. В большинстве случаев «стартовым» является временный вид на жительство, выдаваемый на ограниченное время (как правило – до 5 лет), требующий периодического подтверждения. И только по истечении определенного срока человек, получивший временный ВНЖ и не нарушивший условия его «использования», может претендовать на постоянный ВНЖ или уже на само гражданство.
Гражданство, как правило, не отзывается, хотя прямо сейчас мы можем наблюдать «Кипрскую паспортную драму»: на фоне скандалов, связанных с получением Кипрского гражданства одиозными личностями – политиками других стран и лицами, подозревающимися в, мягко говоря, не самом законопослушном поведении, Кипр принял закон, позволяющий отозвать как раз именно «золотые паспорта», т.е. гражданство Кипра, полученное за инвестиции.
Во-вторых, гражданство – источник в том числе и политических прав и свобод: именно оно дает право избирать местные органы власти или даже самому становится кандидатом на выборах, хотя и не без оговорок: например, в США «натурализованный» гражданин, получивший гражданство не по праву рождения может баллотироваться в губернаторы штата, но на пост Президента может претендовать только гражданин США, родившийся на территории США (вспомним Арнольда Шварценеггера и его не состоявшиеся президентские амбиции, например, или слухи о том, что Барак Обама родился не на территории США). В свою очередь, ВНЖ практически никогда не дает право претендовать на выборные должности, также очень редко наделяет своего обладателя и пассивным избирательным правом – т.е. правом голосовать на выборах.
В-третьих, ВНЖ, а особенно – «золотой ВНЖ», т.е. полученный в обмен на инвестиции, редко когда дает «автоматическое право» на работу. В основном, человек получивший «инвестиционный» ВНЖ может быть учредителем компании, а также занять пост в руководстве такой компании, но практически никогда не получает право на трудоустройство. Что, в принципе, логично: государство, выдавшее «инвестиционный» ВНЖ не сильно заинтересовано в обычной рабочей силе, для этого могут существовать иные программы, в том числе для иностранцев.
Еще одна важная разница между ВНЖ и гражданством заключается в том, что гражданин (если мы не говорим об очень одиозных странах, типа Северной Кореи) не обязан проживать исключительно на территории своей страны: если другие страны не против, то он может проживать и в них, появляясь в «своей» стране крайне редко без риска утраты гражданства. Но вот с ВНЖ ситуация может быть совершенно другая: страна, выдавшая ВНЖ может настаивать на том, чтобы владелец ВНЖ проводил на ее территории не менее определенного количества времени, очень часто – не менее 183 дней в году, хотя, разумеется, исключения существуют. Логика простая: если вы хотите жите в нашей стране менее полугода, то зачем вам ВНЖ? Просто получите «длинную» визу, вам ее достаточно. И вот еще на какой момент следует в связи с этим обратить внимание: в подавляющем большинстве стран налоговое резидентство, порождающее обязанность по уплате налога именно в эту страну, причем в том числе и с доходов, полученных за границей этой страны, связано именно со временем фактического нахождения на территории страны в течение года, и обычный срок как раз и составляет 183 дня. То есть либо человек исполняет правила ВНЖ и при этом автоматически становится налоговым резидентом этой страны, либо, не желая становится налоговым резидентом, находится в стране менее 183 дней (или другого установленного срока), но тогда нарушает правила ВНЖ. Пожалуйста, будьте внимательны с этим вопросом.
Конечно, и из этого правила существуют исключения: есть очень либеральные страны, либо прямо позволяющие владельцам ВНЖ находится в стране гораздо меньшее количество дней, либо не особо контролирующие данный вопрос.
Разумеется, между гражданством и ВНЖ имеются и другие существенные отличия.
Ну а если говорить о России, то гражданство, в том числе – приобретение гражданства России не по праву рождения, а по иным основаниям – регулируется Федеральным Законом «О гражданстве Российской Федерации», а приобретение ВНЖ регулируется Федеральным Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Вот именно в этот закон – о правовом положении иностранцев – и готовит Минэкономразвития соответствующие поправки.
Зачем это нужно России?
Естественно, основной интерес государства, предлагающего инвестиционные паспорта или ВНЖ – это привлечение средств в экономику страны. Причем часто в странах, где такие программы существуют, приветствуются не инвестиции «вообще», а адресные, в те сектора экономики, которые государство стремится поддерживать или развивать. И в этом смысле Минэкономразвития вовсе не скрывает, что и его цель – та же самая, привлечение инвестиций.
Как правило, в странах, предлагающих подобные программы, есть два типа «золотой резиденции»: активные или пассивные инвестиции (активные – создание рабочих мест через развитие бизнеса, пассивные – приобретение недвижимости, государственных ценных бумаг) и «резидентство состоятельного человека», например, residenza eletiva в Италии. Чтобы получить ВНЖ по этой программе, человек должен иметь стабильный доход, не связанный с предпринимательской деятельностью или работой (например, от сдачи недвижимости в аренду, проценты по банковскому депозиту или доход от финансового портфеля) за пределами Италии, но не менее определенной суммы, и этот доход так или иначе должен «приходить» на его итальянские счета. Т.е. доход получает «там», а деньги тратит «здесь».
Надо отметить, что в соответствии с действующим законодательством Россия, можно сказать, предлагает инвестиционное гражданство – иностранец, инвестировавший в России не менее 100 миллионов рублей, имеет право на получение гражданства в упрощенном порядке – за подробностями отсылаем к статье 14 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации». Так зачем же нужно введение у нас «золотого» ВНЖ?
Полагаем, тут уместны два соображения:
Если страна имеет обе программы – и инвестгражданство, и инвестиционный ВНЖ, то требуемый размер инвестиций для ВНЖ существенно меньше, чем для гражданства. То есть «золотой» ВНЖ потенциально более доступен, а значит, и привлечет больше инвесторов.
Второе соображение такое: ВНЖ, как мы уже отметили выше, не предоставляет его владельцу таких прав и свобод, как гражданину. Ну, если совсем «на пальцах», то гражданство – это Бентли, а ВНЖ – добротный, но отнюдь не роскошный Хендэ Солярис. В этом смысле, говоря цинично, и требования к социальной и иной государственной инфраструктуре у лиц, имеющих ВНЖ гораздо более скромные, чем у граждан.
И что же дальше?
Интересный вопрос. Об инициативе Минэкономразвития стало широко известно более двух месяцев назад. Однако по состоянию на 14 июля 2020 года на сайте regulation.gov.ru – специальном ресурсе, где размещаются проекты нормативных актов для общественного обсуждения, созданы страница соответствующего законопроекта (https://regulation.gov.ru/projects#npa=101651) и страница Критериев отнесения иностранного гражданина к категории инвесторов для целей получения вида на жительство в Российской Федерации (https://regulation.gov.ru/Projects/List#npa=102422), но самих текстов этих нормативных актов еще нет (возможно, будут размещены во время подготовки и выпуска данной статьи, тогда, конечно, рекомендуем с ними ознакомится и сами с удовольствием это сделаем), поэтому о конкретике говорить пока, к сожалению, сложно.
Но уже известна реакция «заинтересованных лиц».
Представители КПРФ отнеслись к идее довольно негативно, назвав ее чуть ли не «разбазариванием Родины». Другие фракции Думы выразили готовность поддержать проект.
А вот наши коллеги из компаний, оказывающих профильные услуги, то есть помогающие в вопросах получения гражданства других стран, восприняли идею довольно позитивно. Мало того, некоторые из них полагают, что России было бы уместно еще и поменять подход к критериям налогового президентства и разрешить – в добровольном, а не обязательном порядке, разумеется, становится людям налоговыми резидентами после более короткого, чем 183 дня, срока нахождения на территории России. Потому что налогообложение именно физических лиц в России выглядит гораздо более привлекательно, чем во многих развитых странах.
Что ж, мы будем следить за этой инициативой Минэкономразвития и информировать вас о новостях по этому вопросу.
обсуждение