Пятница, 27.12.2024
×
Биржевые итоги 2024. Блог Яна Арта - 26.12.2024

Минфин меняет курс

Евгений Мастерских,
исполнительный директор по стратегии и развитию «Mikhailov & Partners Private Services Group»

Никаких «вечных займов».

Только в ноябре прошлого года Минфин России ратовал за исключение из Уголовного Кодекса статей 193 и 193.1, устанавливающих наказание за «вывод средств на Запад», т.е. за уклонение репатриации рублей и/или валюты в Россию (ст. 193 УК) и за перечисление рублей и/или валюты за границу России по подложным документам (ст. 193.1 УК РФ). Позицию по отмене данных статей Минфин, в принципе, логично обосновал тем, что деяния, описанные в этих статьях, не совершаются сами по себе, а являются составной частью иных преступлений – кражи, растраты, коррупции, уклонения от уплаты налогов или легализации денежных средств, полученных преступным путем

Однако, как заметили в Минфине, когда об обсуждении данного вопроса стало известно прессе, против отмены статей выступили Центробанк и «некоторые другие ведомства».

И вот теперь, спустя менее полугода, Минфин выходит прямо с противоположной инициативой – не только не отменять статьи 193 и 193.1, но и наоборот – установить конфискацию денег, являющихся объектами деяний, описанных данными статьями.

То есть, например, сейчас если кто-то «выведет» средства по подложным документам из России, скажем в сумме 1 миллион долларов, то ему будет грозить лишение свободы на срок от 5 до 10 лет (поскольку речь идет об особо крупном размере – свыше 45 млн. рублей) и штраф до 1 млн. рублей или годового дохода.

Кстати, именно эту – 193.1 – статью вменяют господину Петрову, владельцу Группы Рольф.

А в случае, если поправки будут приняты, то такому лицу, наряду с лишением свободы и штрафом, будет грозить также и конфискация этого самого 1 млн. долларов.

Ссылка на законопроект: https://regulation.gov.ru/projects#npa=100097

Что случится, если поправки будут приняты?

  1. Обратная сила: возможна ли конфискация по уже возбужденным делам по статьям 193 и 193.1 или в случае, если сами деяния были (или будут) совершены до того, как поправки вступят в силу?

Любой юрист скажет, что «уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет» (пункт 1 ст. 10 УК РФ).

И хотя конфискация имущества, установленная статьей 104.1 УК РФ, в которую, собственно, Минфин и предлагает внести поправки, строго говоря, не относится к видам уголовного наказания, а является «иной мерой уголовно-правового характера», очевидно, что такая мера явно ухудшает положение лица (подозреваемого, обвиняемого). По общей логике закона она не может быть применена к деяниям, если таковые совершены до вступления в силу «конфискационных» поправок.

  1. А как, собственно, будет проходить конфискация денег, если поправки вступят в силу?

Действительно, по смыслу статей 193 и 193.1, исходя из их объективной стороны, деньги же должны быть за границей, т.е. не под российской юрисдикцией – собственно в этом и есть преступность деяния – либо «невозврат», либо «вывод» средств. Т.е. деньги находятся на счетах в иностранных банках. Разве может Россия их конфисковать? Отдаст ли их иностранный банк?

Сегодня существует два международных правовых механизма, и Россия участвует в каждом из них, позволяющих осуществить, скажем так, «международную» конфискацию, когда активы признанного виновным в совершении преступления лица по просьбе одной страны конфискуются, даже если они находятся в другой стране.

Первый – это Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма. Эта Конвенция предусматривает механизм конфискации денег, полученных преступным путем, в том числе при совершении преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.

Однако, подразумевается, что данная Конвенция применяется к связке «основное преступление – преступление по легализации», т.е. лицо, чьи средства конфискуются должно сначала совершить преступление по завладению средствами – кража, взятка, мошенничество, уклонение от налогообложения и т.д., а потом – по легализации таких средств. Само по себе перечисление денег за границу России, а уж тем более – не репатриация полученных за границей денег в Россию вряд ли в большинстве стран, присоединившихся к Конвенции, будет рассматриваться как преступление.

Данная Конвенция скорее должна применятся примерно в такой ситуации:

Сначала совершено преступление по завладению деньгами – скажем, вымогательство взятки. Потом (либо одновременно с этим) – преступление по легализации: предположим, взятка оформляется как гонорар за публичную лекцию, консалтинг или продажу прав на книгу «Как сделать так, чтобы у вас все было, и вам за это ничего не было», а потом, когда уже внешне вполне легальные средства оказались на счете совершающего цепочку преступления лица в российском банке, это лицо перевело бы их за границу, использовав подложные документы. В некотором смысле во время такого перевода происходит «де-легализация» только что легализованных средств. На ум приходит только один случай, когда такая де- легализация носила бы оправданный характер: лицом, совершающим правонарушение, является российский чиновник. Полученные средства он хочет вложить, скажем, в акции иностранной компании или в некий очень частный фонд, но, поскольку, в силу Закона «О запрете отдельным категориям лиц иметь иностранные финансовые инструменты»[1] не может сделать это напрямую, перевод из российского банка осуществляется по подложным документам.

Тогда, наверное, да, Конвенция работать будет.

Второй международный документ, потенциально создающий правовую базу для «международной конфискации» — это Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Однако, данная конвенция предусматривает механизм реституции (ст. 12 Конвенции), а не конфискации.

Реституция – это возврат имущества собственнику, у которого оно было изъято незаконным путем. В этом смысле, если, скажем, некий Иван Иванов переводит свои средства со своего российского счета, особенно на свой же иностранный счет, то даже если документы будут сто раз подложными, ни о какой реституции говорить в принципе нельзя. Ну а если Иван Иванов предварительно эти деньги украл, то тогда действовать нужно именно как с деньгами, полученными преступным путем, т.е. как описано выше.

Иными словами, получается, что позиция, обсуждавшая в Минфине в ноябре о том, что деяния, предусмотренные 193 и 193.1 статьями УК РФ действительно являются не самостоятельными преступлениями, а частями других преступлений, в том числе легализацией – выглядит с точки зрения и международного права гораздо более логичной, чем нынешняя попытка «приделать» к этим статьям конфискацию.

  1. Однако, что будет, если поправки все же примут?

И Россия так или иначе наладит эффективный механизм «международной» конфискации?

Сегодня правоприменительная практика по статьям 193 и 193.1 не является сильно уж обширной. Как было заявлено правоохранительными органами, совершено чуть более 4 тысяч деяний, возбуждено около 1600 уголовных дел, количество осужденных измеряется десятками.

Но вот на какие операции точно стоит обратить внимание, чтобы не оказаться «без вины виноватым», да еще и не очень богатым?

Как, например, следует из информации о деле господина Петрова, ему вменяется в вину то, что одна из его компаний (российская) приобрела у другой его компании (иностранной) недвижимость, перечислив деньги по сделке за границу. При этом следствие полагает, что стоимость недвижимости была завышена, а потому – перечисление денег было произведено по подложным документам.

Следовательно, особое внимание следует уделить сделкам с иностранными контрагентами, соответствия цен таких сделок рынку, обычаю делового оборота и деловой цели.

Второе, на что можно посоветовать обратить внимание, – это «вечные займы», если заем выдает российское лицо, а получает иностранное и деньги также перечисляются из России за границу.

Если заем был выдан на год, потом продлен еще на год, а потом про него все благополучно забыли, то вот, пожалуйста, готовая строчка обвинительного заключения: «…данный заем был выдан заведомо без цели возврата займодавцу, а только лишь для придания видимости законности перечисления денежных средств от резидента нерезиденту».

Чуть более сложная история – если заем, например, выдан на 30 лет без залога под 0,05% годовых или вообще бесплатно, т.е. явно на нерыночных условиях, без особой деловой цели. Здесь, конечно, следствию будет труднее доказать умысел на совершение преступления, но при должных усилиях может и получиться.

Так что вывод простой: аккуратнее с покупкой чего-то иностранного, особенно если платите из России, и никаких «вечных займов».

Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами"

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Евгений Коган: Куда пойдут инвестиции? Евгений Коган: Куда пойдут инвестиции? Какие тренды будут преобладать в 2025 году? Павел Шпидель: Обеспечение под пузырь на американском рынке акций Павел Шпидель: Обеспечение под пузырь на американском рынке акций На самом деле нет никакого обеспечения. Рынок труда США: снижение заявок при замедлении темпов найма Рынок труда США: снижение заявок при замедлении темпов найма Число американцев, подавших новые заявки на пособие по безработице, сократилось на прошлой неделе, достигнув самого низкого уровня за месяц. Этот показатель отражает стабильно здоровый, но постепенно остывающий рынок труда США, который, вероятно, удержит чиновников ФРС от дальнейшего снижения процентных ставок в ближайшем будущем. Однако увеличение продолжительности нахождения без работы указывает на сложности в поиске новых рабочих мест, что вызывает вопросы о динамике найма.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)