При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Представления о сути работы профессиональных коллекторов, их правах и обязанностях до сих пор расходятся с реальностью. Попробуем восполнить этот пробел. 10 мифов о коллекторах.
Миф 1. Коллекторы могут войти в дом без моего согласия
Федеральный закон 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности ...», который чаще называют «законом о взыскании» или «законом о коллекторах», четко регламентирует, что может делать коллектор, а что нет.
В частности, коллектору запрещено входить в дом без вашего согласия и в ваше отсутствие.
Перед началом диалога с должников специалист по взысканию долгов должен убедиться, что перед ним – тот, кто ему нужен. Должник же должен убедиться, что взыскатель – именно тот, кем он представился. Для этого достаточно посмотреть удостоверение, которое есть у каждого сотрудника выездного взыскания и которое он обязан предъявить по требованию заемщика. Далее вы можете продолжить диалог около двери свой квартиры или дома или пригласить коллектора домой, но – только, если вы сами этого захотите.
Настаивать на продолжении диалога внутри вашей квартиры коллектор не имеет права.
Миф 2. Коллекторы вне закона
Нет, все законно. В 2017 году в силу вступил федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности ...». Этот закон был призван навести порядок на рынке взыскания и установить четкие требования по отношению к участникам этого процесса.
Более того, был назначен надзорный орган в лице Федеральной службы судебных приставов (ФССП), на сайте которой появился официальный реестр коллекторских агентств.
Если ыы нашли компанию в этом реестре, то она имеет право на осуществление действий по взысканию. Если нет – стоит незамедлительно оставить обращение через сервис «Добро пожаловаться».
Миф 3. Коллекторы заберут мое имущество и выгонят из дома
Они не имеют на это право. Опись имущества могут производить лишь судебные приставы и только после вынесения соответствующего решения суда.
Забирать автомобили, велосипеды, телевизоры, чайники, утюги и другие предметы, представляющие ценность, коллекторы не имеют право и более того профессиональные взыскатели это никогда не делают.
Миф 4. Коллекторские агентства никогда не обращаются в суд
Крайне неверное утверждение. Такое право у них есть и они это делают. Более того, суд практически всегда встаёт именно на их сторону. Гораздо важнее другой вопрос: ыгодно ли это самому должнику?
Как показывает практика, нет. Суд выносит решение, утверждает сумму и устанавливает срок. Если долг не выплачен до этого срока, то дело передается судебным приставам.
Для коллекторского агентства по факту – это беспроигрышный вариант, однако в приоритете для него всегда урегулировать вопросы на внесудебной стадии и учесть интересы и финансовые возможности должника.
Миф 5. Коллекторы звонят круглосуточно и на них нет никакой управы
Закон ограничивает количество и частоту звонков коллекторов, их визитов и отправляемых ими сообщений и не позволяет коллекторам контактировать с должником чаще, чем разрешено. Согласно статье 7 федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности ...», специалист по взысканию может связываться с заемщиком по телефону не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и не более восьми раз в месяц. В рабочие дни нельзя тревожить должника с 22.00 вечера до 8.00 утра, в выходные и праздники – звонить с 20.00 вечера до 9.00 часов утра.
Более того, нельзя отправлять сообщения более двух раз в сутки, четырех раз в неделю и более шестнадцати раз в месяц.
Личные встречи с должниками коллекторам разрешены один раз в месяц.
Стоит отметить, что разговаривать с работодателем или родственниками должника специалисты по взысканию тоже не могут, общаться они имеют право только с заемщиком. Если он указал в качестве контактного рабочий номер телефона, то позвонить по нему можно, но если человека не окажется на месте, максимум, что коллекторы могут узнать, – это когда он вернется, и оставить номер для связи. Раскрывать информацию о долге третьим лицам нельзя, это противозаконно.
Миф 6. Коллекторы могут нанести вред жизни и здоровью
Нет, нет, и ещё раз нет. Во-первых, Уголовный кодекс запрещает наносить вред жизни и здоровью любого человека, вне зависимости от того, является он должником или нет. Кроме этого, в профильном законе статья 6 описывает общие требования к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности. В частности, пункт 2 этой статьи не допускает действий, связанных с применением к должнику и иным лицам физической силы или причинения вреда здоровью; уничтожением или повреждением имущества; применением методов, опасных для жизни и здоровья людей; оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника. Если вы или ваши знакомые столкнулись с подобными неправомерными действиями, то оставьте обращение через специализированный сервис «Добро пожаловаться».
Миф 7. Коллекторы – это мужчины бандитской наружности
Скорее всего, в 90-е годы так оно и было, однако эти люди не имели никакого отношения к профессиональному рынку взыскания долгов. Сейчас специалисты по взысканию, работающие в колл-центре, это в 90% случаях девушки в возрасте до 30 лет. А выездные специалисты по взысканию больше напоминают юристов или банковских сотрудников. Кроме того, лицам с судимостью нет возможности устроиться на работу в коллекторское агентство.
Миф 8. Коллекторы начисляют проценты
Коллекторы работают с долгом по двум схемам.
Первый вариант – в рамках агентского договора, когда банк передаёт долг коллекторскому агентству на определенное время. Обычно это 3 месяца. При этом банк остаётся единоличным кредитором и коллекторы только действуют как его агенты – от его имени и в его интересах. Банк, в свою очередь, имеет право начислять проценты, которые предусмотрены кредитным договором. Но делает это именно кредитор, а не коллекторское агентство. Агентство не имеет права менять условия кредитного договора, даже если заемщик допустил просрочку по выплате кредита.
Второй вариант – коллекторы действуют в рамках договора переуступки прав требования. В этом случае коллекторское агентство выкупает долг у банка и само становится кредитором. Однако в отличие от того же самого банка оно уже не начисляет процентов и также не имеет менять условия кредитного договора – разве что в пользу должника..
Интересно отметить, что нередко именно с момента продажи долга для должника начинается путь по выходу из долговой кабалы за счёт индивидуального подхода к каждой задолженности со стороны коллекторского агентства.
Миф 9. Коллекторы не банк – им можно не платить
Это крайне обманчивое мнение и зачастую такая позиция приводит должника в суд, который в 95% случаях встаёт на сторону кредитора. Коллекторы, вне зависимости от того, представляют они интересы банка или являются вторичным кредитором, имеют право вести с должником переговоры о погашении задолженности. При этом долг никуда не исчезает и не пропадает. Ведь недаром на Руси есть поговорка: долг платежом красен.
Не стоит верить и надеяться, что о долге «забудут» или после продажи его «необязательно погашать», – это мнение лишь усугубит ситуацию.
Если начать диалог с коллекторами, скорее всего, вам удастся достигнуть общего знаменателя и начать погашать долг.
Миф 10. Цель коллектора – взыскать долг любыми способами
Этот стереотип не соответствует действительности по нескольким причинам. Задача специалиста по взысканию – помочь вам понять, как вы попали в ситуацию долга и как туда больше не попадать.
Кроме того, действия специалистов по взысканию долгов ограничены федеральным законом 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности ...». Этот закон четко устанавливает нормы поведения коллектора, количество звонков, время суток, в которое он может связаться с должником, и другие правила общения с клиентом.
Все разговоры коллекторов происходят по скриптам, то есть никакой грубости и просто слов «от себя» специалист допустить не может.
Сервис Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) «Добро пожаловаться» (http://zhaloba.napca.ru/)
обсуждение