При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Редакция портала Barron’s вспомнила, как 25 лет назад выпустила историческую статью 20 марта 2000 года о пугающей скорости, с которой вундеркинды из сферы доткомов сжигали деньги, которые им вкладывали иррационально оптимистичные инвесторы, или, точнее, спекулянты.
Рэндалл У. Форсайт, редактор Barron’s, напоминает, что индекс Dow Jones достиг своего максимума в январе 2000 года, а индексы S&P500 и Nasdaq Composite – два месяца спустя.
– И несмотря на все язвительные комментарии о том, что обложки журналов служат надёжными индикаторами противоположных тенденций на рынке, мы попали в точку. Миллиарды были вложены в онлайн-проекты, которые прогорели вместе с вложенными в них деньгами, как и предсказывала наша статья, – напомнил Форсайт.
Как отметил редактор, то, что сегодня происходит вокруг ИИ вызывает отчётливое чувство дежавю. «Читатели определённого возраста вскоре вспомнят обвал оптоволоконной и телекоммуникационной отраслей в начале тысячелетия. Сегодня, как и в 1998–2002 годах, технологический бизнес необычайно подвержен чрезмерному ажиотажу, избыточным заказам и строительству», – написал Джеймс Грант в недавнем выпуске Grant’s Interest Rate Observer.
По оценкам, в этом году «Великолепная семёрка» технологических компаний потратят на ИИ $200 млрд., что составляет примерно четверть их доходов. Учитывая, что китайская компания DeepSeek, как сообщается, может создать модель ИИ за малую часть стоимости американских компаний, занимающихся ИИ, это поднимает вопрос об американской исключительности или, по крайней мере, о выгоде от миллиардов, которые американские технологические гиганты вкладывают в ИИ.
То, что правительство полностью поддерживает ИИ, особенно в крупных центрах обработки данных, – ещё один тревожный знак, добавляет Грант. Уходящая в отставку администрация Джо Байдена поручила министерствам обороны и энергетики арендовать федеральную землю и ускорить выдачу разрешений на строительство новых центров обработки данных. Администрация Дональда Трампа, в свою очередь, объявила о запуске проекта Stargate совместно с SoftBank Group, OpenAI и Oracle. Эти компании обязались инвестировать в ИИ от $100 млрд. до $500 млрд. Это в дополнение к новым проектам центров обработки данных, о которых было объявлено с начала 2023 года и для которых потребуется электроэнергия всех 94 ядерных реакторов США, вместе взятых. Кризис, который, по мнению Гранта, последует за этим бумом, затронет не только компании, занимающиеся центрами обработки данных, но и весь технологический сектор и кредитные рынки.
В прошлом месяце также исполнилось 25 лет с момента объявления о слиянии America Online и Time Warner за $350 млрд., которое часто называют кульминацией «пузыря доткомов» и самым масштабным уничтожением акционерной стоимости в истории бизнеса.
Эксперты в этой связи видят параллель с предложением Илона Маска о покупке OpenAI за $97,4 млрд., которое он сделал на прошлой неделе. Маску, возможно, придётся утроить сумму предложения, поскольку предлагаемые SoftBank инвестиции в размере $40 млрд. позволят оценить OpenAI в $300 млрд.
Ранний «пузырь» и крах интернет-компаний – не единственное технологическое предшествие современной технологической индустрии. Radio Corp. of America была ведущей технологической компанией в начале «ревущих двадцатых» прошлого века.
– Всё, что вам нужно было сделать, – это включить слово «радио» в название вашей компании, и цена ваших акций взлетела бы, даже если бы за компанией почти ничего не стояло, – написал Брайан Тейлор, главный экономист поставщика данных Finaeon, в эссе 2023 года. В 1920-х годах акции RCA выросли в 200 раз, но в 1932 году упали на 98% по сравнению с пиком 1929 года.
Конечно, макроэкономическая ситуация четверть века назад сильно отличалась от сегодняшней, признаёт Форсайт в своём материале. Тогда мир беспокоился, что у США закончатся казначейские облигации, а федеральный бюджет был профицитным. Сейчас это не так. Расходы на две войны на Ближнем Востоке, финансовый кризис 2007–2009 годов и пандемию COVID-19, а также расширение внутренних программ, таких как Obamacare, привели к беспрецедентному дефициту бюджета США. Теперь рынок облигаций может рассчитывать на избыток ценных бумаг для финансирования дефицита, который, согласно прогнозам Бюджетного управления Конгресса, в среднем составит около $2 трлн. в течение следующего десятилетия.
Это означает, что в ближайшие годы ИИ будет конкурировать с Дядюшкой Сэмом за капитал, добавляет редактор Barron's. Основным фактором дефицита станут процентные расходы, которые составят 3,2% ВВП, что больше, чем так называемый первичный дефицит (состоящий из всего остального), равный 3% ВВП, согласно оценкам Бюджетного управления Конгресса, и не зависит от усилий DOGE.
обсуждение