Пятница, 29.03.2024
Доллару конец. С НДФЛ не все просто. Долги россиян растут. Экономика за 1001 секунду

Лекция «Бюджетный процесс»

Бюджет как основополагающий процесс реализации функций и задач государства

Государственный бюджет – основной финансовый инструмент, с помощью которого государство регулирует социально-экономические процессы. Представление о бюджете, как о «кошельке» государства в корне неверно, хотя он и служит основным источником финансового покрытия материальных потребностей государства. Однако по мере поступления доходов они направляются на финансирование расходов.

Централизованный фонд денежных средств государства, как таковой, является лишь следствием функционирования бюджета.

«По экономической сущности федеральный бюджет представляет собой наиболее крупный централизованный фонд денежных средств в бюджетной системе РФ, в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов национального хозяйства, осуществляется их перераспределение на социально-экономическое развитие страны в соответствии с приоритетами государственной политики»1.

Поэтому в экономических категориях бюджет представляет собой не деньги, но денежные отношения, которые возникают на всех этапах приобретения и распределения национального богатства. То есть это способ финансового обеспечения различных функций государства через распределение денежных средств на определенные цели.

Основополагающим документом для бюджетной сферы является Бюджетный кодекс РФ. Он устанавливает общие принципы бюджетного устройства, организации и функционирования бюджетной системы, определяет правовое положение всех субъектов бюджетного процесса.

Бюджетная система России представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты, которые представляют собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории.

Консолидированный бюджет Российской Федерации составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Федеральный бюджет, как центральное звено всей бюджетной системы, позволяет планировать и учитывать денежные поступления в бюджеты всех уровней для их последующего перераспределения между получателями денежных средств.

Бюджет как документ (финансовый план) представляет собой роспись формирования доходов и расходов государства на конкретный период времени. В Российской Федерации этот документ разрабатывается и утверждается в качестве федерального закона ежегодно, хотя в последние годы предпринимаются попытки планировать бюджет на более длительный срок (3–5 лет).

«Ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, учесть происходящие изменения в темпах роста производства, изменение курса рубля и т. д. Очень важно принять бюджет до наступления очередного финансового года – это позволяет своевременно сконцентрировать бюджетные средства, а также обеспечить все указанные в бюджете направления их расходования».2

Государственный бюджет призван выполнять следующие функции:

  • распределительную/перераспределительную;
  • контрольную;
  • регулирующую/стимулирующую;
  • социальную.

«Перераспределение средств между бюджетами разных уровней в нашей стране связано с тем, что в силу географической неравномерности размещения наиболее значимых производственных мощностей и сырьевых ресурсов на протяжении многих лет складывалась диспропорция в части поступления средств в региональные и муниципальные бюджеты».3

Контрольная функция бюджета состоит в том, что с учетом движения бюджетных ресурсов на различных уровнях государство получает сигналы о процессах, происходящих в экономике. Это позволяет определить эффективность расходования денежных средств, а с помощью регулирования денежных потоков может контролировать и стимулировать различные экономические сферы.

«По сути, он в денежной форме определяет приоритеты государственной политики. Причем, как в части получения доходов, так и в части расходования средств.

Например, высокий уровень налогообложения доходов состоятельных физических лиц свойственен социальной направленности скандинавских стран, в которых через бюджет происходит перераспределение доходов в пользу менее обеспеченных категорий граждан. В России основу доходной части бюджета составляют поступления от сырьевого сектора экономики, которые в дальнейшем перераспределяются в различные сферы государственной деятельности, в том числе, в социальную сферу».4

Бюджетный процесс – это регламентируемая правовыми нормами деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Социальная функция и потенциальные возможности бюджета для стимулирования экономической активности

Как уже отмечалось выше, важными функциями бюджета являются стимулирующая и социальная.

«В целом государство в форме бюджета имеет мощное средство (не всегда, правда, эффективно используемое) воздействия на экономические, социальные и даже политические процессы. Бюджет более всего позволяет реализовывать публичные дела государства, все то, что направлено на обеспечение общих интересов и потребностей населения».5

Для того чтобы реализовывать (и изменять) существующую социально-экономическую политику, государство может увеличивать те или иные расходные статьи бюджета, перераспределяя денежные средства между конечными получателями.

Исходя из этого, можно говорить о том, что федеральный бюджет является важнейшим инструментом воздействия государства на экономическое и социальное развитие, на состояние отдельных элементов финансовой системы. «Он формирует базовые финансовые и экономические показатели, к которым относятся: уровень бюджетных инвестиций или государственных капиталовложений, уровень оплаты труда в бюджетной сфере, объем доходов социальных групп населения, объем государственного долга, степень централизации бюджетной системы и уровень налоговой нагрузки на экономику, степень государственного вмешательства в экономику».6

Стоит отметить, что понятие «расходы федерального бюджета» отнюдь не равноценно понятию «расходы государства» в целом, поскольку, например, существенная часть социальных выплат осуществляется из внебюджетных фондов (Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования).

С точки зрения социально-экономического развития страны не все бюджетные расходы являются равноценными. «Большая часть из них прямо содействует поступательному развитию экономики (национальная экономика, фундаментальные исследования), повышению уровня благосостояния населения и здоровья нации (социальная политика, образование, здравоохранение, в какой-то мере – жилищно-коммунальное хозяйство и охрана окружающей среды). Другие расходы, отражая финансирование общественных потребностей (расходы на национальную оборону и безопасность, управление), сокращают, а не увеличивают потенциал общественного роста, хотя в силу реальной действительности они необходимы с точки зрения обеспечения внутренней и внешней безопасности и в этом смысле полезны».7

Рост расходов по статьям «Национальная оборона» или «Национальная безопасность», с одной стороны, не имеет отношения к социальной направленности государственной политики. Однако за счет финансирования этих статей создаются новые рабочие места, предприятия получают государственные заказы, что положительно сказывается на развитии экономики страны.

«Увеличение государственных расходов до определенного уровня положительно влияет на экономический рост. Расширяя публичные услуги населению, и оказывая поддержку предприятиям, увеличивая госзаказ, государство тем самым расширяет платежеспособный спрос в экономике, стимулирует производство».8

Минфин как организация, управляющая бюджетным процессом

Согласно Бюджетному кодексу РФ участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации/глава муниципального образования;
  • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
  • исполнительные органы государственной власти;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • распорядители бюджетных средств;
  • администраторы доходов бюджета;
  • администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
  • получатели бюджетных средств.

Определяющая роль в бюджетном процессе принадлежит органам исполнительной власти всех уровней, поскольку именно они обеспечивают всю подготовительную работу по составлению проектов бюджетов, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, готовят необходимые документы и материалы, которые затем вместе с проектами бюджетов вносятся на утверждение в законодательные органы. «На исполнительные органы ложится самая ответственная миссия в бюджетном процессе – исполнение бюджета, что включает сбор доходов в бюджет, управление государственным или муниципальным долгом, осуществление расходов и контроль за исполнением бюджета или внебюджетного фонда. На исполнительные органы власти возлагается также обязанность представлять отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных органов власти». 9

Центральное место в системе участников бюджетного процесса принадлежит Министерству финансов РФ, которое задействовано на всех его этапах и, фактически, управляет им. «В отношении федерального бюджета основными полномочиями обладают Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. Непосредственно составлением проекта бюджета и отчета о его исполнении занимается Министерство финансов Российской Федерации, которое направляет их в Правительство Российской Федерации для внесения в Государственную Думу».10

Помимо подготовки проекта федерального бюджета Минфин РФ участвует и в подготовке проектов бюджетов внебюджетных фондов. Одновременно Минфин РФ обеспечивает методическое руководство другими органами исполнительной власти на федеральном уровне применительно к их участию в бюджетном процессе.

На Минфин РФ также возложены функции по управлению государственным долгом Российской Федерации и разработке программ внутренних и внешних заимствований. В том числе Минфин РФ определяет условия выпуска и размещения государственных займов, а также выступает эмитентом государственных ценных бумаг. Кроме того, Минфин РФ проводит регистрацию эмиссии ценных бумаг субъектами и муниципалитетами Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и федеральными казенными предприятиями. Минфин РФ имеет право выдавать государственные гарантии, а также обеспечивает предоставление бюджетных ссуд.

В рамках бюджетного процесса Минфин РФ проводит проверки финансового состояния получателей средств из бюджета (включая получателей государственных гарантий). Выполняя контролирующие функции, Минфин РФ имеет право требовать от распорядителей и получателей бюджетных средств отчетов об их использовании, а также получать от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный кодекс РФ наделяет Минфин РФ целым рядом полномочий: от предъявления всем участникам бюджетного процесса требований по устранению нарушений бюджетного законодательства до приостановки операций по их лицевым счетам и взыскания в бесспорном порядке бюджетных средств в случае их использования не по целевому назначению.

Отдельной статьей Бюджетного кодекса РФ определены исключительные полномочия главы Минфина РФ, «что вполне оправдано, поскольку его полномочия играют большую экономическую и политическую роль… Министру финансов России фактически предоставлено право секвестра расходов федерального бюджета при наличии недостатка поступлений в бюджет более 5 % по сравнению с тем, что было утверждено в бюджете. Он же вправе осуществлять блокировку расходов или ее отмену. В случае нецелевого расходования бюджетных средств министр финансов РФ вправе запретить изменять целевое назначение бюджетных средств и осуществление отдельных расходов или назначить уполномоченных в субъекты, нарушающие бюджетное законодательство. Эти уполномоченные в данном случае приобретают права главного распорядителя или распорядителя».11

Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере осуществляет Федеральное казначейство – федеральная служба, подведомственная Минфину РФ. Система органов федерального казначейства включает Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

«Будучи главным кассиром федерального бюджета, казначейство распоряжается средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, а также осуществляет операции с этими средствами. Оно также организует и осуществляет операции по учету государственной казны Российской Федерации»12.

Необходимо выделить роль Центрального банка РФ как участника бюджетного процесса, поскольку именно на него совместно с Правительством РФ возложена задача разработки основных направлений денежно-кредитной политики государства, которые ложатся в основу подготовки бюджета. Кроме того, Центральный банк РФ непосредственно занимается обслуживанием счета бюджетов.

Освещение различных этапов бюджетного процесса в деловых СМИ

Бюджет всегда принимается на финансовый год, который может не совпадать с календарным, хотя в России финансовый год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Но, например, в США финансовый год начинается 1 октября, в Канаде, Индии и Японии – 1 апреля, а в Великобритании – 6 апреля.

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий:

  • разработка проекта бюджета;
  • рассмотрение и утверждение бюджета;
  • исполнение бюджета;
  • подготовка, рассмотрение и утверждения отчета об исполнении бюджета.

«Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании президента, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории и основных направлениях бюджетной и налоговой политики».13 Ежегодное бюджетное послание Президента РФ к Федеральному собранию обозначает цели правительства и механизмы их достижения в экономической, социальной сферах, а также в сфере общественной безопасности, поэтому СМИ уделяет ему повышенное внимание. Бюджетное послание становится основой для новостей и аналитических материалов, детально разбирающих задачи, поставленные перед правительством, и перспективы их решения. В дальнейшем бюджетное послание используется деловыми СМИ в качестве базового документа, определяющего действия исполнительной власти.

Проект закона о федеральном бюджете утверждается правительством, а затем выносится на рассмотрение в Государственную думу РФ. Принятый Государственной думой РФ закон передается на рассмотрение Совета Федерации и направляется на подпись Президенту РФ.

Все стадии бюджетного процесса на федеральном и региональном уровне, а также касательно внебюджетных фондов обращают на себя пристальное внимание со стороны деловых СМИ, так как бюджет определяет направления экономического развития страны, ее внутренней и внешней политики.

По понятным причинам региональные и муниципальные СМИ уделяют больше внимания бюджетному процессу в их регионе (муниципалитете), чем формированию и исполнению федерального бюджета.

Внимание СМИ главным образом привлекают два момента: сбалансированность бюджета и приоритетные направления бюджетного финансирования. Эти вопросы СМИ начинают освещать и обсуждать на стадии подготовки проекта бюджета. В качестве информационных поводов используются данные, озвученные на правительственных совещаниях, а также обнародованные органами исполнительной власти, принимающими участие в бюджетном процессе (в том числе их региональными структурами), таких как министерства финансов, здравоохранения, образования, промышленности и торговли, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) и т. д.

Более конкретный характер обсуждение этих вопросов приобретает на стадии рассмотрения и утверждения бюджета.

Наибольшее внимание СМИ уделяют вопросу сбалансированности бюджета (наличия дефицита или профицита), так как от него зависит уровень финансирования социальных статей расходов – на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, сферу общественной безопасности.

Этот вопрос во многом зависит от политики правительства по формированию бюджетных доходов и также вызывает большой интерес у СМИ. Например, в 2015 году в связи с резким снижением поступлений в бюджет из-за падения цен на нефть, российское правительство было вынуждено объявить о том, что источником дополнительных бюджетных доходов должна стать приватизация ряда крупных предприятий. Эта тема стала предметом активного обсуждения в прессе.

Другим способом увеличить бюджетные доходы стало изменение системы налогообложения нефтяных компаний, что тоже вызвало многочисленные отклики в СМИ.

Приоритеты бюджетного финансирования на стадии рассмотрения проекта федерального бюджета главным образом служат темой для аналитических материалов и экспертных выступлений в СМИ. Запланированный уровень финансирования позволяет прогнозировать, как это повлияет на состояние социальной сферы или сектора экономики.

Например, сокращение финансирования социальных статей бюджета неизбежно вызывает поток материалов критической направленности, освещающих проблемы в сфере здравоохранения, образования и других бюджетных организаций. Также сокращение финансирования социальных статей бюджета становится поводом для обсуждения снижения уровня благосостояния в обществе, покупательной способности населения как факторов замедления экономического развития и ухудшения демографической ситуации в стране.

На стадии исполнения бюджета и отчета о его исполнении основное внимание СМИ направлено на оценку своевременности выделения бюджетных средств и эффективности их использования. Одним из важных источников информационных поводов служат материалы Счетной палаты РФ, которая проводит регулярные проверки эффективности использования бюджетных средств.

Аналогичные процессы происходят и на региональном и местном уровне с учетом их специфики.

Отдельная кампания в СМИ связана с освещением процессов утверждения проектов бюджетов внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ (ПФР), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Фонда социального страхования РФ (ФСС).

Особенно привлекают СМИ вопросы, связанные с формированием бюджета ПФР, учитывая очень высокую социальную значимость этого вопроса. Бюджет ПФР уже много лет остается дефицитным, это обуславливает низкий уровень пенсий в стране и требует постоянных бюджетных вливаний, чтобы выполнить обязательства государства по пенсионному обеспечению. Хронический дефицит бюджета ПФР в конечном итоге привел к пересмотру пенсионной системы в России и фактической отмене накопительной части пенсии.

Бюджет ФФОМС в СМИ обсуждается преимущественно в контексте оценки качества медицинских услуг в рамках системы ОМС и эффективности функционирования системы здравоохранения в стране. Популярной темой критического обсуждения в СМИ является практика снижения доли услуг в рамках системы ОМС и сокращения числа государственных медицинских учреждений в стране.

Источники доходной части бюджета, структура расходной части, понятие профицита и дефицита бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, государственный долг и его роль в мировой и национальной экономике

Основное различие между частным, например, семейным, и государственным бюджетом состоит в подходе к его формированию. Если частные бюджеты составляются исходя из планируемых доходов, то при формировании государственного бюджета отталкиваются от прогнозируемых расходов.

«Величина расходов в семье определяется объемом доходов и сбережений и не может их превысить. Государство (публично-правовое образование), как правило, не может себе позволить сократить расходы только по той причине, что для их удовлетворения недостаточно прогнозируемых доходов. В противном случае функции государства (социальные, оборонительные) могут быть не исполнены. Государство обладает способами покрытия дефицита бюджета: от прямого изъятия собственности (через установление новых налогов или повышение их ставок, национализации) до рыночных механизмов (через продажу государственной собственности, ее возмездного использования, введения регалий на определенные виды деятельности и т. д.). Невозможность обеспечить расходы бюджета говорит о слабости государства или о несостоятельности управления в публично-правовом образовании»14 (см. таблицу 1).

Таблица 1. Источники формирования бюджета.

Налоговые доходы

Доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

Налоговые доходы по уровням бюджетной системы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Неналоговые доходы

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями.

Доходы, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

Доходы, получаемые в виде финансовой помощи, бюджетных ссуд, субсидий, кредитов, трансфертов и т. д.

Доходы, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях.

Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципального образования.

Доходы, получаемые от государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.

Заимствования

Внутренние заимствования

государственные целевые займы

целевые вклады и чеки на определенные виды товаров, например, автомобили

государственные ценные бумаги, обеспечиваемые золотом

государственные краткосрочные облигации

государственные казначейские векселя

государственные гарантии

облигации и другие ценные бумаги

Внешние заимствования

кредиты международных финансовых организаций

кредиты правительств иностранных государств

кредиты иностранных коммерческих банков и фирм

Безвозмездные поступления

дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ

субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии)

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования

Расходы бюджета непосредственно связаны с функциями государства по осуществлению социально-экономической политики страны. «Именно через них оказывается регулирующее воздействие на экономическое и социальное состояние общества. Поэтому структура расходов федерального бюджета отражает приоритеты в финансировании общественных потребностей»15.

Основными расходами федерального бюджета являются:

  • общегосударственное управление (например, расходы на содержание органов законодательной и исполнительной власти РФ, проведение выборов и референдумов, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу и др.);
  • национальная оборона (расходы на содержание вооруженных сил);
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность (расходы на содержание органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел и внутренних войск, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданскую оборону и др.); национальная экономика (расходы на промышленность, строительство, энергетику, транспорт, сельское хозяйство);
  • охрана окружающей среды;
  • образование;
  • культура, искусство, кинематография, средства массовой информации;
  • здравоохранение, физическая культура и спорт;
  • социальная политика (расходы на пенсионное обеспечение, опеку и попечительство, борьбу с беспризорностью и пр.).

Необходимым условием бюджетной политики государства является сбалансированность бюджетов всех уровней. Если расходы бюджета превышают его доходы, возникает дефицит бюджета. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета.

При этом не стоит воспринимать дефицит бюджета, как исключительно негативное понятие. «К позитивным причинам возникновения бюджетного дефицита относят причины, вызванные большими вложениями в развитие экономики. Данные расходы можно назвать позитивными, несмотря на последствия в виде бюджетного дефицита, потому что они связаны с развитием экономики, увеличением валового внутреннего продукта, что можно признать положительным эффектом».16

В случае возникновения бюджетного дефицита государство может получить недостающие средства двумя способами. Первый путь – дополнительная денежная эмиссия. Второй путь – государственные заимствования или реализация государственной собственности (приватизация).

Как правило, для покрытия дефицита бюджета используются заимствования. «Таким образом, формируется государственный или муниципальный (в зависимости от уровня бюджета) долг, обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантиям по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием».17

Большинство стран имеет дефицитный бюджет, исходя из того, что дополнительные средства способствуют экономическому росту в стране, который должен привести к росту бюджетных доходов. Государственный долг в определенной степени служит показателем доверия кредиторов (как физических, так и юридических лиц) к государству, поэтому большой размер госдолга может свидетельствовать об устойчивости экономики страны. Для понимания картины лучше рассматривать госдолг в совокупности с корпоративным внешним долгом Для сравнения: внешний долг Германии составляет более 70 % от ВВП страны, Великобритании – 100 %, Японии – около 300 %, Китая – около 1000%. А в числе стран с самым низким внешним долгом в мире на конец 2019 года были Саудовская Аравия (20 %), Венесуэла (20%), Египет (19 %), Нигерия (5 %), Иран (4 %), Ливия (11 %), Оман (13 %), Алжир (2 %), Камерун (13 %), Бтсвана (11 %), Гаити (7 %). В частности, самый большой в мире в абсолютных цифрах внешний дог имеет ведущая экономика мира – США, на конец 2019 года он составлял более 23 трлн долларов, что превышает 300 % ВВП страны.

Внешний долг России на 1 января 2019 года составлял около 453 млрд долларов, это составляет примерно 36 % ВВП страны.

Однако значительный объем государственного долга, тем более в случае имеющегося дефицита бюджета в итоге приводит к снижению инвестиций в основной капитал за счет увеличивающейся нагрузки на обслуживание кредитов.

«В настоящее время все большее распространение получает точка зрения, в соответствии с которой при определении государственного долга следует учитывать всю сумму непогашенных долговых обязательств государства, включая задолженность государственных предприятий, государственных внебюджетных фондов, внутреннюю задолженность перед нерезидентами, внешние долги регионов и муниципалитетов, просроченные кредиты, выданные под гарантии правительства».18

Государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг представляет собой обязательства, возникающие в иностранной валюте. Внутренний долг – обязательства, возникающие в национальной валюте.

Как правило, и внешний, и внутренний государственный долг образуются в результате продажи облигаций государственного займа. Причем стоимость заимствований обычно возрастает по мере увеличения государственного долга, что вызывает увеличение бюджетных расходов на выплату дохода по облигациям. Ситуация, когда государство отказывается платить по своим обязательствам, называется дефолтом.

В России дефолт произошел в 1998 году, что вызывало масштабный экономический кризис и обвал рубля – за полгода он обесценился в три раза.

Понятие и характеристика платежного баланса страны

Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной (всеми ее экономическими субъектами – домохозяйствами, коммерческими предприятиями и правительством) за границу и поступивших в страну за определенный период. Разницу показывает сальдо платежного баланса. При превышении поступлений над оттоками образуется положительное сальдо, при обратной ситуации – отрицательное. Отрицательное сальдо платежного баланса вызывает уменьшение валютного резерва государства, что способствует ухудшению экономической ситуации в стране. Платежный баланс наглядно демонстрирует развитие внешней торговли страны, уровень производства, занятости и потребления. Его данные позволяют проследить, в каких формах происходит привлечение иностранных инвестиций (прямых или косвенных), как осуществляется погашение внешнего долга, динамику международных резервов, состояние фискальной и монетарной политики, регулирование внутреннего рынка и курса валюты.

Платежный баланс служит одним из источников данных для системы национальных счетов и непосредственно используется для расчета ВВП.

Для понимания ситуации в экономике страны важен не только сам по себе платежный баланс, но и его составляющие. Платежный баланс делится на две основные составляющие: платежный баланс по текущим операциям (текущий платежный баланс) – отражает движение товаров и услуг и баланс движения капиталов и кредитов – отражает приток и отток капитала в страну.

В свою очередь, текущий платежный баланс делится на торговый баланс и баланс услуг и некоммерческих платежей. Торговый баланс отражает разницу между импортом и экспортированием товаров без учета услуг. Торговый баланс и баланс движения капитала являются важнейшими экономическими показателями. Рассмотрим на примере, как сальдо торгового баланса воздействует на экономические процессы в стране.

Рост отрицательного сальдо торгового баланса приводит к тому, что страна больше расходует денег за границей, чем получает. В такой ситуации растет спрос на иностранную валюту со стороны участников торговых операций и одновременно увеличивается предложение национальной валюты – это провоцирует ослабление национальной валюты. При положительном сальдо торгового баланса возникает тенденция к укреплению национальной валюты.

При этом девальвация национальной валюты стимулирует экспортеров и делает менее выгодным импорт. В результате изменение валютного курса создает тенденцию к увеличению экспорта и сокращению импорта и таким образом способствует уменьшению отрицательного и возникновению положительно сальдо торгового баланса.

«Платежные балансы различных стран мира находятся в постоянном неравновесии. Например, отрицательно сальдо торгового баланса может уравновешиваться притоком капитала в страну и т. д. При этом от состояния платежного баланса зависит стабильность национальной валюты. А без этого невозможны сбалансированность бюджета и благоприятный инвестиционный климат в стране».

Баланс движения капиталов и кредитов отражает приток иностранных инвестиций и займов, а также объем внешних заимствований (кредитов) и капиталовложений за границей. Если приток денежных средств превышает их расходование, платежный баланс считается активным. Если страна больше расходует, чем получает, платежный баланс называется пассивным и в этом случае можно говорить о дефиците платежного баланса. При дефиците платежного баланса растет внешний долг, падает курс национальной валюты, истощаются золотовалютные резервы. Поэтому уравновешенность платежного баланса необходима для стабильного экономического развития страны.

Ценовые макроэкономические показатели, статистические принципы определения потребительской и промышленной инфляции

Индекс цен является общим измерителем инфляции при макроэкономических исследованиях, он используется при корректировке законодательно устанавливаемого минимального размера оплаты труда, установлении ставок налогов и т. д.

Инфляция является очень сложным явлением, формирующимся и развивающимся под воздействием множества разных факторов. В частности, для статистического изучения инфляции используются такие макроэкономические показатели, как динамика товарной массы; индексы количества наличных денег в обращении; темпы роста денежной массы и денежных доходов населения; индекс стоимости жизни; динамика мировых цен, совокупный спрос и предложение. Наиболее важным для оценки инфляции являются показатели, характеризующие динамику цен, ключевыми из которых являются:

  • индекс потребительских цен (ИПЦ),
  • индекс цен производителей промышленных товаров (ИЦП),
  • дефлятор ВВП.

Индекс потребительских цен – это отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (рыночной потребительской корзины) в текущем году к его стоимости в базисном году. ИПЦ включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. На основе этого показателя рассчитывается уровень потребительской инфляции, который наиболее активно используется для характеристики экономической ситуации в стране. Индекс цен производителей представляет собой отношение стоимости представительного набора товаров и услуг производственного назначения (корзины товаров производственного назначения) в текущем году к его стоимости в базисном году. На основе этого показателя рассчитывается уровень промышленной инфляции.

Дефлятор ВВП – индекс цен, рассчитываемый для всех произведенных в экономике товаров и услуг, исчисляется как отношение номинального ВВП к реальному ВВП. Все изменения в национальной экономике связаны с изменениями совокупного спроса и совокупного предложения. Поэтому они тоже относятся к важным макроэкономическим показателям.

В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.


Сноски:

1 Финансы: учебник / под ред. проф. В. Г. Князева, проф. В. А. Слепова. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: «Магистр», «ИНФРА-М», 2012. – ст. 91.

2 Финансовое право: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. М. М. Рассолова. – М.; ЮНИТИ, 2002. – ст. 118.

3 Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 120.

4 Деловая журналистика. / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 112.

5 Финансовое право: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. М. М. Рассолова. – М.; ЮНИТИ, 2002. – ст. 67.

6 Финансы: учебник / под ред. проф. В. Г. Князева, проф. В. А. Слепова. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: «Магистр», «ИНФРА-М», 2012. – ст. 91

7 Финансы: учебник / под ред. проф. В. Г. Князева, проф. В. А. Слепова. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: «Магистр», «ИНФРА-М», 2012. – ст. 91

8 Финансовое право: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. М. М. Рассолова. – М.; ЮНИТИ, 2002. – ст. 96.

9 Финансовое право: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. М. М. Рассолова. – М.; ЮНИТИ, 2002. – ст. 121.

10 Комягин Д. Л. Бюджетное право России: учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Козырина. – М.: Институт публично-правовых исследований, 2011. ст. – 161.

11 Финансовое право: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. М. М. Рассолова. – М.; ЮНИТИ, 2002. – ст. 123.

12 Финансовое право: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. М. М. Рассолова. – М.; ЮНИТИ, 2002. – ст. 125.

13 Деловая журналистика. / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 133.

14 Комягин Д. Л. Бюджетное право России: учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Козырина. – М.: Институт публично-правовых исследований, 2011. – с. 78.

15 Финансы: учебник / под ред. проф. В. Г. Князева, проф. В. А. Слепова. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: «Магистр», «ИНФРА-М», 2012. – ст. 96.

16 М. В. Кангро Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – стр. 62.

17 Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 123.

18 М. В. Кангро Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – стр. 90.


Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.08.1998 № 145-ФЗ с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – ст. 3823.
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 28. – ст. 2790.
  3. Финансы: учебник / под ред. проф. В. Г. Князева, проф. В. А. Слепова. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: «Магистр», «ИНФРА-М», 2012. – 314 с.
  4. Комягин Д. Л. Бюджетное право России: учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Козырина. – М.: Институт публично-правовых исследований, 2011. – 177 с.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Поглавный научно-практический комментарий коллектива ученых под руководством д-ра юрид. наук, профессора А. А. Ялбулганова / под ред. д-ра юрид. наук, профессора А. Н. Козырина. – М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2012. – 880 с.
  6. Финансовое право: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. М. М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 444 с.
  7. М. В. Кангро Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 152 с.
  8. Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – 728 с.

Контрольные вопросы лекции:

  1. На какие уровни делится бюджетная система России?
  2. Каким документом регулируется бюджетный процесс в России?
  3. Какие основные функции выполняет государственный бюджет?
  4. Кто является ключевыми участниками бюджетного процесса в РФ?
  5. Из каких стадий состоит бюджетный процесс?
  6. Какую роль играет бюджетное послание Президента РФ к Федеральному собранию?
  7. Какие статьи бюджетных доходов и расходов являются основными?
  8. Как образуется государственный долг, и какие последствия может вызвать его бесконтрольное наращивание?
  9. Каким образом изменение цен на нефть влияет на платежный баланс России?
  10. Какие ценовые макроэкономические показатели используются для определения потребительской и промышленной инфляции?
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все материалы учебного пособия для журналистов »
+6 -2
39157
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
все публикации »

Учебник «Финансовая грамотность и массовая информация». Для деловой и общественно-политической журналистики. Предназначен для высших учебных заведений.

Подготовлен в рамках реализации контракта «Разработка и реализация модульной программы обучения по направлению журналистики для студентов высших учебных заведений и просвещения журналистов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг» № FEFLP/QCBS-3.15 между Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов и Консорциумом в составе: Общества с ограниченной ответственностью «Р. И. М. Портер Новелли» (лидер Консорциума; Россия), Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» (партнер; Россия) и Союза общественных объединений «Международная конфедерация обществ потребителей» (партнер; Россия)


Коллектив авторов, 
под ред. Я. А. Арта, к.э.н. 

АРТ Ян Александрович, к.э.н., член-корреспондент Международной академии экономики, финансов и права (IAEFL) и Международной академии менеджмента (IAM), член Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности, совета Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР),автор книг: «Разговор с банкиром», «Разговор с банкиром-2», «Форекс для скептиков», «Покер лжецов по-русски».

БАРАБАШ Виктор Владимирович, д.ф.н., профессор, декан филологического факультета РУДН, заведующий кафедрой массовых коммуникаций, почетный профессор Хэнаньского университета (КНР), автор курсов «Радиожурналистика», «Особенности информационного производства» и др.

БЛИСКАВКА Евгения Александровна, директор Института Финансового Планирования, член Financial Planning Association, автор книг «Дети и деньги (Самоучитель семейных финансов для детей)», «Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика» и др.

ВОЛКОВА Ирина Ивановна, к.ф.н, доцент кафедры массовых коммуникаций РУДН, автор курсов «Маркетинг в СМИ», «Менеджмент в СМИ».

КОЛОСОВА Алевтина Александровна, к.и.н., доцент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета РУДН, автор курсов «Введение в теорию массовых информационных процессов», «Культурологические основы СМИ», «Mediadiscourse».

РУЗИНА Татьяна Евгеньевна, партнер агентства Р. И. М. Porter Novelli, руководитель практики финансовых и корпоративных отношений.

ЯНИН Дмитрий Дмитриевич, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), член Общественно-консультативного совета при ФАС России и консультативного Совета по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре РФ.

Blocks_DefaultController:render(13)