При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В Нижнем Новгороде прошёл круглый стол, посвящённый реформе лизинговой отрасли.
Основная цель мероприятия – дать импульс развитию лизингового сектора на понятных и прозрачных условиях, позволяющих получать необходимую информацию всем участникам, защитить интересы как лизингодателей, так и лизингополучателей.
Предлагаемые нововведения делятся, условно, на две категории – законодательные и организационные. Реформа в первую очередь затронет деятельность лизингодателей с государственным участием и тех, кто получает бюджетные субсидии. Частные малые компании также могут работать по новым стандартам, тем самым повышая свой статус. С учётом, что подавляющую часть рынка лизинга занимают компании с госучастием, фактически это станет стандартом работы.
Рынок лизинга бурно развивается, оставаясь, тем не менее, своего рода «чёрным ящиком». В настоящее время, по оценкам «Эксперт РА», российский лизинг представляет собой рынок в 3,5 трлн рублей, за первые полгода 2018 года, он вырос на 15%, сообщила Татьяна Савельева, главный редактор журнала «Лизинг ревю». Но формально лизинг не отделён, в том числе законодательно, от аренды, что создаёт неопределённость и несёт риски. Банк России, МЭР, Минфин разрабатывают реформу, призванную решить эти вопросы и устанавливающую новые прозрачные правила для участников рынка лизинга. «Наша цель – лизинг как зрелый финансовый институт. Мы заинтересованы в том, чтобы рынок был устойчивым и прозрачным, а его участники находились в равных конкурентных условиях. Это необходимо, в том числе, для развития самой отрасли», - отметил Сергей Моисеев, советник первого заместителя председателя Банка России.
Сегодня ТОП-20 крупнейших российских лизинговых компаний, представляющих собой 70% рынка, – с участием государства. В целом, по активам, государство контролирует 85% рынка, дочерние банковские структуры – 44% сектора. На частников приходится 15%, при том, что именно частники показывают активный рост в различных секторах лизинга. Тем не менее, государство с этого рынка вряд ли уйдёт в ближайшее время. Структурно по состоянию на июль 2018 года больше трети рынка приходится на авиализинг, грузовые авто – 13,7% и 6,9% - на легковой транспорт. Лизинговые компании получили 2 трлн рублей на свою деятельность и на 1 трлн выпустили облигаций.
Отсутствие прозрачности не позволяет должным образом оценить реальный потенциал отрасли и создать условия для ее эффективной работы. Реформа призвана ликвидировать существующие препятствия. В частности, планируется введение саморегулирования и новых стандартов отчетности, что позволит сделать рынок прозрачным для клиентов и кредиторов. Также планируется ввести требования к капиталу, внести поправки в Гражданский кодекс, которые будут квалифицировать лизинг как самостоятельный вид финансовой деятельности, а также унифицировать судебную практику, защитив, таким образом права лизинговых компаний и их клиентов.
Екатерина Абашеева, начальник Управления совершенствования регулирования на финансовом рынке Банка России, рассказала о нововведениях в части ГК, позволяющих преодолеть нынешний дуализм природы лизинга, уточнить взаимоотношения между лизингодателями и лизингополучателями. Предлагается, в частности, законодательно закрепить обязательства лизинговых компаний и их клиентов при дефолте, вопросы перехода права собственности на объект.
Сергей Моисеев уверен, что развитие лизинга даст импульс экономическому росту, прежде всего, реального сектора и субъектов МСП, для которых и предназначен лизинг.
Нижний Новгород.
обсуждение