При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Примерно так можно описать ситуацию в сегменте, где срослись интересы банков и страховых компаний, и который так и называют – рынком банкострахования. В целом на банковские каналы в структуре страхового рынка приходится сегодня более пятой части продаж. 6 октября в Москве в гостинице Hilton Leningradskaya в рамках конференции 2-nd Annual Bancassurance Russia участники этой сферы бизнеса обсуждали стратегии сотрудничества и перспективы.
Несчастьем в данном случае является падение рынка потребительского кредитования (а в зону охвата банкострахования входят как продажа традиционных пакетов страховых компаний через банковские каналы, так и страхование продуктов самих банков, в том числе кредитных). Мало кредитов – нечего страховать. По данным, которые привел Алексей Янин, управляющий директор по страховым рейтингам рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА), объемы розничного страхования рисков по кредитам в 2015 году упали на 20,5%. При том, что в прежние годы кредитное страхование было драйвером всего рынка.
Счастье не для всех. Задорого.
Счастье же в том, что банки в условиях кризиса пребывают в активном поиске альтернативных способов заработать, и посему они включились в программы некредитного страхования – начав активно реализовывать по своим каналам автостраховки, медицинские полисы и т. д. Соответствующие продажи в прошлом году, по словам Алексея Янина, выросли почти в полтора раза. То есть, по сути, банки стали крупными корпоративными страховыми агентами. С неслабой, кстати сказать, комиссией – от 14% до 42% от суммы взноса, в зависимости от страхового продукта. И это только официальные цифры от Банка России. Однако реальные комиссионные банков, по словам Алексея Янина, могут быть гораздо больше. «Банки сегодня охотно откликаются на предложения страховщиков (конечно же, тщательно проверенных) продавать их продукты, даже если это очень сложно и очень не хочется», – заметил Алексей Янин.
Впрочем, как заметил Олег Меркулов, первый заместитель генерального директора по развитию и продажам СК «ВТБ Страхование», благие намерения руководства банков зачастую натыкаются на человеческий фактор в лице рядовых сотрудников, которые не очень охотно предлагают клиентам страховые продукты. Он, правда, уточнил, что речь идет не о его головной компании. «Я недавно был по личным делам в офисе одного крупного банка. После того, как мы с девушкой-операционистом рассмотрели мой вопрос, я собрался уходить, но при этом был удивлен, что она ничего не предложила мне касательно страховых продуктов, реализуемых банком. А о том, что они были, говорили рекламные стенды в офисе. Когда я спросил операциониста об этом, то она очень неохотно и без подробностей описала мне их общую суть. Было очень заметно, что продавать страховки ей не хочется», – привел пример Олег Меркулов. Об аналогичном опыте рассказал и Андрей Бессонов, директор по продажам и маркетингу «Рокетбанка».
Задумались о жизни
Так или иначе, но в 2015 году сегмент банкострахования избежал серьезного падения: потери по сравнению с 2014-ым составили всего 0,5%. Прошлогодний объем рынка оценивается экспертами в 213 млрд рублей. Один из форматов, который внес основную лепту в замещение кредитного страхования – инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). Этот продукт совмещает страховую защиту и получение процентного дохода. Максим Холматов, руководитель направления банкострахования «Промсвязьбанка», заявил, что сегмент инвестиционного страхования жизни по факту сегодня дает доход, который сопоставим с тем, что банки раньше получали от кредитования физлиц, и что именно он, ни много ни мало, раскрыл потенциал рынка банкострахования.
По данным RAEX, к взрывному росту ИСЖ привели падение ставок по депозитам и поиск клиентами новых финансовых инструментов. «После двухгодичного замедления прирост взносов по страхованию жизни в абсолютном выражении стал максимальным за последние пять лет – 35,5 млрд рублей (+66,3%) в 1 полугодии 2016 года», – говорится в материалах рейтингового агентства. При этом 83% совокупных взносов по страхованию жизни в первые шесть месяцев этого года было получено при посредничестве банков.
Однако в дальнейшем, по мнению Алексея Янина, доля инвестиционных страховых продуктов будет снижаться, уступая место классическим страховкам. «К 2018 году потенциал ИСЖ будет полностью исчерпан», – предположил Алексей Янин.
Николай Набатчиков, начальник управления по работе с банками СК «Согаз», рассказал участникам конференции, что его компания уже сейчас «очень осторожно работает с инвестиционными страховыми продуктами», ориентируясь в основном на классические виды страхования. Хотя при этом он уточнил, что его компания своей основной целевой аудиторией считает малый и средний бизнес.
Впрочем, Алексей Янин признался, что многие его коллеги в экспертном сообществе считают, что сегмент ИСЖ будет расти. «Это возможно, – допустил Алексей Янин. – Но только если государством будет создана благоприятная среда для развития накопительного страхования в виде расширения налоговых льгот, включения страховщиков жизни в систему ОПС и разработки законодательной базы для продуктов unit-linked. Это, в перспективе двух-трех лет, действительно, позволило бы существенно увеличить объемы рынка страхования жизни».
Лучше быть богатым и здоровым
По словам топ-менеджера RAEX, в условиях кризиса также вырос спрос на ипотечное страхование и страхование от потери работы. Разговор также шел и о перспективах медстрахования. Олег Меркулов даже вывел формулу зависимости продажи медицинских полисов и снижения количества просрочек по кредитам. «Очень большой процент невозврата зависит от здоровья заемщиков. Чем больше банки продадут страховых медицинских полисов, тем быстрее люди будут выздоравливать, возвращать трудоспособность и смогут отдавать им долги. При этом и банк, и страховая компания, оплатившая его медобслуживание и нужное лечение, получат лояльного клиента», – выстроил он цепочку.
Еще один тренд, который отметили участники конференции, – рост количества «карманных» страховых компаний при банках. Очевидно, не все кредитные организации хотят делиться с традиционными игроками страхового рынка. Доля таких аффилированных компаний в прошлом году, по данным RAEX, увеличилась по сравнению с 2014-ым на 14 п. п., составив 66%.
По словам Алексея Янина, по итогам 2016 года, на российском рынке банкострахования ожидается 20%-ный рост за счет общего оживления кредитования.
Москва.
обсуждение