При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
С таким оптимистичным прогнозом выступили большинство аналитиков на панельной дискуссии по случаю 30-летия со дня рождения российского валютно-финансового рынка, которую 21 ноября организовала Московская международная валютная ассоциация. Впрочем, были и другие мнения на счёт того, что нас ждёт в следующем году.
Модератором дискуссии стал бессменный руководитель ММВА и один из основателей валютного рынка России Алексей Мамонтов. Находчивый, как, впрочем, и всегда, Алексей Николаевич, первым делом извинился, что дискуссию назвали панельной:
- Вы же знаете, что первое лицо государства не далее, как вчера, отменил понятие «панельная дискуссия», предложив заменить его на «подиум». Видимо, на котором мы сейчас все и находимся.
На этом шутки и закончились. На каких-то полтора часа, поскольку после «подиума», на котором собрался едва ли не весь цвет российской экономической науки, причём самого прикладного характера, последовал грандиозный гала-вечер. Праздник всё-таки. Для кого-то 30 лет – это вся жизнь, для кого-то половина, а для счастливчиков – уже не более, чем треть. Поскольку портал Finversia.ru – финансовое издание, его обозреватель сфокусировался на первой, официальной и содержательной части. Итак, о прогнозах на следующий год.
Была бы нефть выше $50
Будет ли в следующем году ралли, спросили Андрея Мишко, трейдера и аналитика Россельхозбанка:
- Неоднозначный ответ. Конечно, хотелось бы и ралли, и развития экономики. Но не стоит забывать о чёрных лебедях. Эти лебеди связаны с перегревом рыночной стоимости компаний. Но если цена на нефть будет выше $50 за баррель, то с нашей экономикой всё будет хорошо.
Александр Кудрин, главный стратег компании «Атон», со-учредитель GKEM Analytica, немедленно поддержал коллегу:
- У меня куда более оптимистичное ожидание. У нашего рынка есть хороший потенциал. При нейтральном сценарии мы можем вырасти на десятки процентов, если нефть будет дороже $50. Мы вступили на территорию низких ставок. И потому, что рынок маленький, он может взлететь на быстро. В то же время, в 2020 году наверняка реализуется фактор санкций, о которых мы уже забыли.
«У нашего рынка есть хороший потенциал. При нейтральном сценарии мы можем вырасти на десятки процентов, если нефть будет дороже $50», - Александр Кудрин, «Атон».
Егор Сусин, главный экономист Газпромбанка, продолжил тему чёрных лебедей:
- Рынки давно уже живут отдельно от экономики и с этим связан риск дисфункции.
120 трлн рублей не знают, куда им идти
Председатель ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза считает, что нашему правительству достаточно на полпроцента увеличивать ежегодный экономический рост, чтобы получить взрывной рост экономики:
- В России свободных активов более 120 трлн рублей. Это те деньги, которые при благоприятном сценарии хлынут в экономику есть. Мне кажется, что нынешняя стабильность для рынка может очень быстро обернуться стимулом для роста.
По оценкам старшего экономиста банка «Открытие» Максима Петроневича, мёртвым грузом на депозитах лежат порядка 70 трлн рублей:
- Но пока инвесторы не хотят инвестировать.
Экономист считает, что в ближайшем будущем будет происходить разделение валютного рынка на зоны: зона доллара, зона евро, зона юаня.
- И, надеюсь, что сформируется и зона рубля. Что касается рынков, то они перекуплены, поэтому ждите коррекции. Чёрный лебедь прилетит из политики.
Заведующий лабораторией структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев тоже считает, что вполне возможен рост фоновых рынков, но по другой причине:
- Из-за того, что у нас победила партия стабильности, именно поэтому риски проседания фондового рынка близки. Не знаю в этой ситуации, какой чёрный лебедь может помешать.
«Рынки ведут себя строго «не в консенсусе»
Кирилл Тремасов, директор аналитического департамента «Локо-Инвест», рассказал о консенсус-мнении, согласно которому экономика и фондовый рынок страны ждёт рост. 2019 год будет слабее для развитых рынков и сильнее –для развивающихся.
- Но я точно знаю, что рынки ведут себя строго «не в консенсусе». Боюсь, что рост в мире и в России будет замедляться. Из-за торговых войн, в том числе.
Тремасов опасается, что чёрный лебедь может прилететь с долговых рынков:
- Все кризисы долговые по своей природе. Глобальный долг в настоящее время превысил уровни 2008 года, и высокая закредитованность тормозит прирост.
Главный аналитик ПСБ Богдан Зварич считает, что для роста российского фонового рынка нужны внешние стимулы:
- Наша оценка – 3100 по ММВБ, но для реализации сценария нужны внешние стимулы. В следующем году мы видим потенциал для ослабления рубля до уровней в 66-68 рублей за 1 доллар.
«Наша оценка – 3100 по ММВБ, но для реализации сценария нужны внешние стимулы. В следующем году мы видим потенциал для ослабления рубля до уровней в 66-68 рублей за 1 доллар», - Богдан Зварич, Промсвязьбанк.
Виктор Тунёв, управляющий директор управляющей компании «Агидель», не исключает, что наш рынок будет прибавлять по 15% ежегодно в течение ближайших лет.
Для концентрации необязательно никого покупать
Председатель комитета «ОПОРЫ РОССИ» по финансовым рынкам Павел Самиев, едва ли не единственный из участников круглого стола, заговорил про банковский, а не фондовый рынок. Эксперт считает, что никакого перегрева в розничном кредитовании в России нет. В то же время Самиев видит риск процентных ножниц в ипотеке и потребкредитовании в случае резкого повышения ключевой ставки. Эксперт считает, что процесс концентрации в банковском секторе продолжится, однако это не будет касаться поглощения одними банками других. Концентрация будет связана с тем, что всё больше сегментов банковского бизнеса будет концентрироваться в руках всё меньшего количества банков.
Ярослав Кабаков, директор по стратегии Финама, считает, что все мировые центробанки, включая наш, заняты задачей обеспечить максимально мягкую посадку экономик. Эксперт видит в 2020 году Китай как основную проблему для все мировой экономики.
Москва.
обсуждение