При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Цифровые деньги вытеснят наличные, обнажив перед государством и бизнесом все наши расходы. Об этом шла речь на круглом столе на тему «Цифровые активы: от «прошлогодней моды» к долгосрочному тренду», организованном Национальной ассоциацией специалистов финансового планирования.
Созревание цифры
На мероприятии эксперты обсудили перспективы цифровых денег и активов, а также новое для этой сферы законодательство, которое уже принято. Россиян в ближайшие годы ждёт поток заманчивых предложений на рынке цифровых активов, многие из которых закончатся проблемами, а не прибылью. Этот рынок вступил в стадию созревания. Его участники будут обкатывать проекты на потребителях, параллельно разбираясь в том, как трактовать законы, и формируя судебные прецеденты. Закон N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте» вступает в силу с начала нового года.
Финансовые советники считают криптовалюту, а также всё, что связано с цифрой, крайне рискованными инструментами, но пришло их время, считает Андрей Паранич, руководитель Национальной ассоциации специалистов финансового планирования. Рынок молодой, но первая волна интереса, запущенная хайпом и модой, сошла. Значит можно начать изучать те технологии, которые остались и активно развивались последние несколько лет, прочно войдя в нашу жизнь. Новые законы в отношении цифровых активов не меняют суть этих инструментов, а добавляют удобные возможности по управлению ими, заключил Андрей Паранич.
Валюта и активы
Центробанки разных стран не только хотят участвовать в эмиссии виртуальных денег, а и монополизировать её. Изначально предполагалось выпускать цифровую валюту для финансовых учреждений, но у них и так есть система корреспондентских счетов, рассказал Павел Шуст, главный научный сотрудник Центра компетенций НТИ «Технологии распределенных реестров Санкт-Петербургского государственного университета».
Значит, остаются частные лица, которым можно напрямую открывать счета в ЦБ или взаимодействовать с ними через банки. На Багамах цифровой доллар уже есть. Он зачисляется на телефон или покупается через скретч-карточку. На ней под защитным слоем скрыт QR-код. Слой стирается, код сканируется и деньги попадают на смартфон.
По словам Павла Шуста, у ЦБ есть несколько вариантов внедрения цифровой валюты: самостоятельно открывать счета либо работать через банки. Они заводят специальные счета, получают цифровые деньги от ЦБ и перераспределяют между клиентами, списывая их средства и принимая наличность. Третья модель – сделать кредитные организации агентами по идентификации клиентов и передаче данных для открытия счетов в ЦБ.
Высокая потребительская ценность наличных в их анонимности, объяснил Павел Шуст. С цифровыми деньгами проблема в том, что они просто конфиденциальны, а значит, операции видят государство, поставщики товаров и услуг. Поэтому есть риск утечки информации. Также проблемы могут возникнуть, если выпуск цифровых денег наладят из одной эмиссионной точки, которая находится в ЦБ. Ведь информация о криптовалютах хранится на многих компьютерах, поясняет Павел Шуст. Если часть хранилищ выйдет из строя, то данные останутся на других.
Цифровые деньги помогут ЦБ эффективнее контролировать финансовую систему и влиять на экономику. Ведь для виртуальных наличных можно установить ограничения по использованию. Контролировать финансовые институты с помощью учётной ставки не так удобно. Банки, получая дешёвые деньги от ЦБ, не обязательно используют их на кредитование реального сектора. Банк может пойти на биржу и купить доллары, играя на курсах против национальной валюты, либо задержать деньги в резервах, объясняет Павел Шуст.
Он считает, что цифровые валюты помогут разогнать экономику. Граждане будут вынуждены тратить виртуальные деньги, так как не смогут положить их под подушку до лучших времён как наличные. По пособиям на детей в цифровой валюте можно выставить ограничения по видам покупок и срокам их совершения.
В ближайшие несколько лет увидим только пилотные проекты в этой сфере. Если они докажут, что цифровая валюта может заменить наличные, то решения примутся во власти, заинтересованной повышением уровня отслеживания транзакций, прогнозирует Павел Шуст. Он считает, что со стороны крупных коммерческих банков будут попытки создать альтернативные валюты, а также начнётся возрождение рынка электронных денег.
Тему цифровых финансовых активов раскрыл Денис Суров, исполнительный директор инвестиционной платформы «Близкие горизонты». По его мнению, цифровой финансовый актив превратится в интересный продукт, если информационные системы смогут придумать эффективные способы его применения. Государство даёт инструмент, а дальше работает частная инициатива, поясняет Денис Суров.
Сейчас готовится несколько проектов по выпуску цифровых монет в рамках экосистем, чтобы внутри них быстро проводить платежи и предлагать другие удобные сервисы. Однако будущее этих инноваций под вопросом. «По закону Центробанк выпускает токен и обеспечивает его активами, – рассказал Денис Суров. – Цифровые деньги всегда можно поменять на наличные». Токенами (единица стоимости в системе блокчейн – прим. ред.) разрешено рассчитываться только за цифровые активы, поэтому покупка пиццы с их помощью будет нарушением закона, предостерегает эксперт.
Вышел проект документа Минфина об изменениях в административный кодекс, по которому нарушение правил торговли, когда предлагается цифровой актив в оплату товаров, услуг и работ, карается штрафом вплоть до уголовного преследования, рассказал Денис Суров. По его мнению, Сбербанк не сможет сделать финансовую систему параллельную государственной. РФ не выгодно пускать биткоин в обращение, чтобы не терять финансовый суверенитет. Похожая ситуация сложилась с цифровыми валютами Facebook и Telegram. Другие государства так же, как и Россия, не позволяют встраиваться в финансовую систему неуправляемым элементам, заключает Денис Суров.
Огрести проблем
Формируется новый набор технологий обеспечивающих выживание в условиях пандемии, а этот год подстегнул их внедрение, в том числе и в финансовой сфере. Алексей Хорунжий, председатель ИТ-комитета Московской биржи озвучил общие закономерности перехода в новую финансовую реальность – глобализация и смена ценностей. Происходит слом старых систем, что вызывает у них бурную реакцию: попытки затормозить процесс или создать гибридные инструменты на основе инноваций.
Новые инструменты тоже пока не дозрели до полноценного применения. «В ближайшее время вижу больше трудностей с биткоином, чем перспектив, – поделился Алексей Хорунжий. – Кто первый будет внедрять цифровые валюты, тот огребёт все проблемы».
Инновации проходят очевидные стадии внедрения, рассказал Алексей Хорунжий. Сначала появляется идея. Далее её популярность растёт и наступает пик завышенных ожиданий, как было с криптовалютами недавно. Первые стартапы собирают большинство подводных камней в новой сфере, поэтому происходит спад. Спустя время начинается восстановление интереса, поэтому технология идёт в массы. Например, блокчейн (технология криптовалют – прим. ред.) прошёл пик разочарования в 2018 году. За 10 лет технология станет зрелой и будет широко применяться, прогнозирует Алексей Хорунжий.
Выход цифровых валют в массы может иметь негативные последствия – банки лишатся заработка на платёжном рынке. Если все счета и операции по цифровой валюте в руках ЦБ, то финансовые институты не нужны, пояснил Павел Шуст. Он считает, что в таких условиях будет трудно выжить коммерческим банкам, для которых комиссионный доход фундаментально важен. Ведь потребителям будет спокойнее держать деньги на счетах ЦБ, чем в коммерческих организациях.
Алексей Хорунжий подтвердил, что внедрение цифровых валют может оставить банки за бортом. По прогнозам эксперта, в ближайшие 5-10 лет большая часть кредитных организаций в Западной Европе и Северной Америке рискует закрыться. Останется банковская инфраструктура для премиальных клиентов и небольшое количество цифровых систем, которые будут проводить расчёты для тех, кто пользуется новой технологией.
На отечественном поле цифровых денег будут соперничать банки, платёжные системы, биржи и даже сотовые операторы, которые создают свои финансовые структуры, считает Алексей Хорунжий. Кроме того, по его прогнозам, появятся альтернативные торговые площадки, которые создадут свои фонды с выходном на западный рынок. По-факту это сделал 3 ноября PayPal, предоставивший возможность торговать практически всеми существующими криптовалютами на своей платформе. Появится много заманчивых предложений по вложениям в цифровые активы. Всё это повлечёт за собой множество проблем, заключает эксперт.
Креативное право
Применение токенов для торговли контентом и виртуальными предметами искусства имеет большие перспективы. Это передовая линия внедрения цифровых денег, когда предметы искусства, одежда, активы, которые создаются в виртуальной среде, токенизируются. Алексей Благирев, директор по связям с цифровыми компаниями и инвесторами Sensorium Corporation объяснил, что с помощью токенов закрепляются авторские права и обеспечивается возможность удобно торговать контентом, например, одеждой, которой реально не существует, но её можно надеть в цифровой среде. Недавно такое платье было продано за $9 тыс.
Важный фактор применения токенов – защита контента, пояснил Алексей Благирев. По его словам, какие бы ни были крутые блокчейн платформы, они не могут защитить авторские права в цифровой среде. Есть также проблемы по автоматизации операций между большими корпорациями, например, в музыкальном бизнесе, чтобы отчисления шли без участия человека.
Генеративный контент – ключ к росту креативной экономики в цифровом мире, считает Алексей Благирев. Токен будет защищать авторские права, повышая доверие между креативным классом и покупателями их творчества. Креативная индустрия в кризисе из-за пандемии, ведь выставки и концерты не проводятся. Токены помогут восстановить доверие между творцом и потребителем, оживив эту сферу.
В России токены для креативной индустрии в законодательстве не описаны, поэтому пользоваться ими можно пока лишь через другие юрисдикции – Кайманы, Мальту, Швейцарию, рассказал Алексей Благирев. Однако есть возможность применять токены для покупки прав требования выполнения услуг, работ и продажи долей в компаниях, добавил Денис Суров. Он рассказал, что утилитарные цифровые права законно применяются с прошлого года, в том числе в бонусных программах. Легальна схема, например, когда купили со скидкой токен парикмахерской, а позже им расплатились за стрижку, показав QR-код.
По словам Дениса Суворова, в российском законодательстве также описан секьюрити-токен – права требования акций. Токен продаётся на долю в компании, которую можно купить после её открытия, спустя установленный промежуток времени. Поэтому у токенов есть будущее в России. Хотя, все эксперты сошлись во мнении, что в сфере цифровых денег и активов нормативная база всё ещё плохо проработана, а это опасно как для стартапов, так и для инвесторов.
Москва.
обсуждение