При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На заседании 23 марта ФРС единогласно приняла решение о повышении ставки на 25 б.п., до 4,75-5%, это максимальное значение ставки с 2007 года.
Вчерашнее заседание ожидалось рынками с повышенной напряженностью из-за проблем в банковском секторе США и Европы. Повышение ставки на 25 б.п. ожидалось рынком перед заседанием как основной сценарий и совпало с нашими ожиданиями, с существенно меньшей вероятностью предполагалась пауза.
Программа сокращения казначейских бумаг и ипотечных бумаг на балансе ФРС (QT) также продолжится прежними темпами. Главное изменение в релизе – теперь ФРС не говорит о целесообразности дальнейших повышений ставки, а лишь упоминает, что может понадобиться «некоторое дальнейшее ужесточение ДКП», чтобы денежно-кредитная политика стала ограничительной в достаточной мере для возврата инфляции к 2%-ному целевому показателю со временем. При этом инфляция сейчас оценивается как более устойчивая, чем на предыдущем заседании, а рынок труда – как более сильный. Если 2 недели назад, до банковского кризиса, глава ФРС Джером Пауэлл и многие другие руководители ФРС говорили, что эти факторы говорят в пользу необходимости более высокого уровня пика процентной ставки, чем предполагал медианный декабрьский прогноз ФРС (5-5,25%), то сейчас этот прогноз сохранен. Т.е. новый прогноз предполагает еще одно повышение ставки на 25 б.п. (вероятно, на ближайшем майском заседании) и ее сохранение на этом уровне до конца года, а затем – снижение в 2024 г.
Объяснение – ситуация в финансовом секторе, вероятно, приведет к ужесточению кредитных условий для домохозяйств и предприятий и ослабят экономическую активность, рынок труда, и инфляцию, т.е. «доделают» ту работу, которую в отсутствие банковского кризиса пришлось бы делать ФРС путем повышения ставки. Однако, по словам Пауэлла, неопределенность заключается в том, насколько значительным будет влияние кредитного сжатия на экономическую активность и инфляцию, каковы будут его масштабы и продолжительность – поэтому решения ФРС будет принимать от заседания к заседанию. Если эффект окажется недостаточным для ускорения снижения инфляции – может потребоваться более высокий уровень процентной ставки, если избыточным – вероятно, ФРС раньше приступит к снижению ставки (хотя Пауэлл вновь сообщил, что снижение ставки в этом году не входит в базовый сценарий).
Банковскую систему США ФРС оценивает как «надежную и устойчивую». По словам Пауэлла, серьезные проблемы возникли лишь в отдельных банках с плохим риск-менеджментом, в целом же «наша банковская система надежна и устойчива, с сильным капиталом и ликвидностью», а «средства вкладчиков находятся в безопасности», в том числе благодаря предпринятым ФРС, Минфином и FDIC мерам по поддержке ликвидности банков и восстановлению доверия к банковскому сектору. В то же время он признал необходимость усиления банковского надзора и регулирования, а также расследования причин неэффективности банковского надзора в случае с SVB.
Рынок вначале позитивно отреагировал на смягчение риторики ФРС по планам дальнейшего повышения ставки, однако затем перешел к снижению. Вероятно, этому способствовали опасения, связанные с неуверенностью ФРС во влиянии банковского кризиса на экономику и неоднозначность в высказываниях регуляторов (в том числе выступавшей вчера главы Минфина Дж. Йеллен) относительно принципов защиты депозитов вкладчиков свыше гарантированной суммы.
В релизе ФРС по сравнению с релизом от 1 февраля исчезла фраза о замедлении инфляции – говорится лишь, что она остается на повышенном уровне, также говорится об ускорении прироста рабочих мест и низком уровне безработицы. В заявлении Пауэлла об этом говорится еще четче – инфляция слишком высока, а рынок труда слишком перегрет.
Далее в заявлении ФРС говорится – «американская банковская система надежна и устойчива. Недавние события, вероятно, приведут к ужесточению кредитных условий для домохозяйств и предприятий и скажутся на экономической активности, трудоустройстве и инфляции. Масштаб этих последствий неясен. Комитет продолжает крайне внимательно следить за инфляционными рисками».
На текущий год медианный прогноз процентной ставки (dot plot) сохранился на уровне прошлого прогноза (декабрь 2022 г) – пик ставки ожидается в диапазоне 5-5,25%. Лишь один из 18 членов комитета ждет на конец этого года ставку на текущем уровне (4,75-5%), подавляющее большинство (10 из 18) прогнозирует 5-5,25%, остальные прогнозы – выше. На конец 2024 г медианный прогноз ставки составляет 4,3% (декабрь: 4,1%), на конец 2025 г 3,1% (без изменений), долгосрочно 2,5% (без изменений).
Прогнозы роста экономики на текущий и будущий год немного снижены, а на 2025 г повышен. Так, в 2023 г ФРС теперь ожидает рост экономики на 0,4% (декабрь 0,5%), в 2024 г на 1,2% (декабрь 1,6%), а в 2025 г на 1,9% (декабрь: 1,8%). Таким образом, в 2023-24 гг ФРС ожидает слабый рост экономики, на фоне рестриктивной ДКП, дополненной ужесточением кредитных условий со стороны банковского сектора. Прогноз инфляции на текущий год повышен: по индикатору PCE, инфляция в 2023 г составит 3,3% (декабрьский прогноз 3,1%, а фактическое последнее значение 5,4% г/г), прогнозы на 2024 и 2025 гг остались без изменений (2,5% и 2,1%). Прогноз безработицы на этот год немного снижен – до 4,5% против 4,6% в декабре, что по-прежнему существенно выше текущих 3,6%. На 2024 г ФРС ожидает безработицу 4.6% (без изменений), в 2025 г также 4.6% (прежний прогноз 4.5%). Долгосрочный прогноз безработицы остался без изменений 4,0%.
По словам Пауэлла, экономика США значительно замедлилась в прошлом году. Данные с момента последнего заседания оказались лучше ожиданий. Потребительские расходы, вероятно, выросли в этом квартале. Напротив, активность в жилищном секторе остается слабой, что в основном отражает более высокие ставки по ипотечным кредитам. Более высокие процентные ставки и более медленный рост производства также сказываются на бизнес-инвестициях. Участники комитета в целом ожидают, что рост экономики останется ниже среднеисторических значений в 2023-24 гг, при этом преобладают риски, что экономическая активность окажется ниже прогноза. Процесс дезинфляции идет, но медленнее, чем хотелось бы – последние данные говорят об устойчивости инфляционного давления.
Пауэлл пояснил, что до последних событий ФРС видела необходимость более высоких ставок, чтобы справиться с высокой инфляцией. Но сейчас кредитные условия ужесточились, это повлияет на рынок труда, экономику, инфляцию. Оценка дальнейших повышений будет зависеть от того, насколько длительным и устойчивым будет кредитное сжатие, как это повлияет на экономику и инфляцию. Из-за этого формулировка о будущих действиях изменена. Более того, руководство ФРС в последние дни даже рассматривало возможность паузы на текущем заседании.
И в заявлении ФРС, и на пресс-конференции Пауэлла сквозной темой была ситуация в банковском секторе. В обоих случаях утверждалось, что банковская система надежна и устойчива, депозиты защищены, а проблемы сфокусированы лишь в отдельных банках с неудовлетворительным риск-менеджментом. Однако объяснялось, что и такие проблемы могут подорвать доверие к здоровым банкам и способность банковской системы эффективно выполнять свои функции по сохранению сбережений и кредитованию экономики. Поэтому в ответ на эти события Федеральная резервная система в сотрудничестве с Министерством финансов и FDIC предприняла решительные действия для защиты экономики США и укрепления доверия населения к банковской системе США. За счет новой программы фондирования банков (кредитная линия под обеспечение инвестиционных ценных бумаг по номиналу) и расширения использования дисконтного окна удалось стабилизировать отток депозитов из банковской системы. По краху SVB ФРС проводит внутреннее расследование с тем, чтобы не допустить повторения таких событий. ФРС будет предпринимать все усилия для поддержки банковской системы.
Вместе с тем, беспокойство вкладчиков относительно того, что ситуация, подобная SVB (банку из второй десятки) может повториться, и отсутствие ясного ответа о том, как регуляторы собираются гарантировать сохранность депозитов, усилилась на фоне выступлений Пауэлла и министра финансов Йеллен (она также выступала накануне). Банковские лоббисты просят временно распространить гарантии страхования FDIC на все вклады в американских банках для купирования набега на банки. Днем ранее Йеллен говорила о готовности поддержать защиту вкладчиков мелких банков (вне зависимости от суммы вклада), аналогично случаям с SVB и Signature Bank в случае необходимости (с точки зрения обеспечения финансовой стабильности). Пауэлл на вопрос о гарантии защиты по всем депозитам ответил уклончиво: «Я хочу сказать, что вы видели, что у нас есть инструменты для защиты вкладчиков, когда есть угроза серьезного ущерба для экономики или финансовой системы, и мы готовы использовать эти инструменты. Думаю, вкладчики должны исходить из того, что их вклады в безопасности». Также вчера Йеллен уточнила, что, возможно, Конгрессу стоило бы рассмотреть возможность изменения правил страхования депозитов через FDIC. Однако она, говоря о защите вкладчиков, не имела в виду безусловную защиту всех депозитов – решение должно приниматься в зависимости конкретного случая. Подобное решение, скорее всего, может быть принято, если создается угроза банковской паники и развития системного кризиса. По ее мнению, это может относиться не только к крупным, но и средним и мелким банкам.
Поскольку четких критериев нет, рынок мог понять это так, что вкладчикам не дано прямых гарантий защищенности их депозитов (сверх страховой суммы) и значимость угрозы банкротства их банка для системы, при котором на них могут быть распространены такие гарантии, будет определяться «опытным путем». Это вызвало резкое падение акций проблемного регионального банка First Republic Bank и в целом вызвало определенное беспокойство участников рынка.
обсуждение