Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Как не потерять деньги на буме криптовалют

Арсений Поярков,
президент аналитического агентства «БизнесДром», член комитета «Опоры России» по финансовым рынкам

Правильно оцениваем компании, вышедшие на ICO.

Взрывной рост популярности блокчейн-технологий привел к тому, что все больше инвесторов вкладываются в токены вышедших на ICO компаний. В прошлом году состоялось больше 150 ICO, а общая сумма инвестиций превысила 500 миллионов долларов. Теперь же только одно ICO Filecoin собрало 252 млн. долларов, а общий объем привлеченных средств идет на миллиарды.

Не последнюю роль в этом играет и рост капитализации криптовалют, в частности биткоина, курс которого за последний год вырос в семь раз. Другие криптовалюты также показывают небывалый для классического фондового рынка рост. В целом статистика Cryptocompare показывает, что стоимость токенов большинства учитываемых компаний вырастает после выхода на биржу. Тот же Ethereum вырос с момента ICO более чем 107 000 раз, то есть вложив в него 100 долларов на старте инвестор мог бы теоретически получить уже более 10 млн. долларов. В целом капитализация криптовалютного рынка в последнее время стабильно растет, индекс агентства по оценке цифровых активов DigRate (индекс DRI), учитывающий реальную капитализацию криптовалют, недавно превысил 150 пунктов, что эквивалентно 150 млрд. долларов.

Однако не все ICO ждет успех. Большие деньги и хайп вокруг этого явления привлекли огромное количество мошенников и авантюристов, которые с помощью красивых картинок и лозунгов пытаются выманить деньги у частных инвесторов и фондов.

Критерии, на основании которых определяется инвестиционная привлекательность вышедшей на ICO компании, во многом напоминают условия оценки бизнеса на этапе pre-seed. Но за счет популярности такого способа фондирования, отсутствия географических ограничений и участия большого количества инвесторов, вероятность привлечь деньги на ICO гораздо выше, чем на классическом рынке венчурного капитала. Даже если у компании нет работающего прототипа, тут она имеет шансы собрать весьма существенные суммы. В условиях полной неопределенности и невозможности оценить кредитные риски по классической модели потенциальному инвестору стоит обратить внимание на несколько пунктов, которые могут дать лучше понять перспективы конкретного ICO.

Незаменимые у нас есть

Поскольку проект на то и проект, что пока большая его часть находится, в лучшем случае, на бумаге, на первый план выходят оценка человеческих ресурсов, а уже затем — финансовой модели компании.

Команда, работающая над проектом — главное, на что нужно обращать внимание при инвестировании. Основатели должны быть известны бизнес-среде и обладать успешным предпринимательским опытом в прошлых проектах (авторов стартапов можно проверить, например, на форуме Bitcoin Talk). Такой подход отличается от взглядов «ангелов» Кремниевой долины, где принято считать, что «негативный опыт — тоже опыт»: если лично оценить компетенции и намерения основателей невозможно, то при оценке ICO лучше выбирать проекты успешных основателей.

Проверить членов команды можно, внимательно посмотрев сайт компании, материалы в СМИ и страницы в социальных сетях: Facebook, LinkedIn, Twitter и Slack. Чтобы проверить адекватность основателей и готовность идти на контакт с инвесторами, нужно не полениться и поискать их видеоконференции или вебинары. Главное, что информационный фон, окружающий компанию, должен быть только положительным. Любые негативные отзывы о компании или основателях в соцсетях или СМИ — недобрый знак для инвестора.

Несмотря на всю децентрализацию, предусмотренную блокчейном, надежный проект должен быть инкорпорирован (то есть для него зарегистрировано юридическое лицо), и желательно не в последние месяцы перед ICO. Роли в компании правильно распределены и закреплены юридически. «Правильное распределение ролей» в данном случае означает не только наличие CEO, CTO и CFO, но и соответствующий опыт занимающих эти позиции людей. Безусловно бывают талантливые CEO и в 20 лет, но обычно отсутствие опыта на длительной дистанции скорее риск, чем плюс.

Второй Гугл – это вряд ли

Много расскажет о компании и то, каким образом ведется организация продаж токенов и раздачи «баунти». Если информация подается бессистемно, а вопросы потенциальных инвесторов долго остаются без ответа или вовсе игнорируются — это показатель несерьезности подхода и велика вероятность, что подобный настрой сохранится на дальнейших этапах развития проекта.

Безусловно, прекрасный сайт и мощный пиар ни коим образом не должны затмевать разумную осмотрительность при выборе подходящего проекта, однако если команда не может сделать даже этого, то сможет ли она вести проект через все тернии, с которым приходится сталкиваться любому бизнесу. Независимую оценку ICO дают специализированные компании, среди которых можно выделить таких игроков как ICOrating, DigRate. Также можно отметить Smith+Crown, бесплатно предоставляющую интересную аналитику.

Даже если вы вкладываете небольшие средства, нужно ясно понимать, какие задачи решает компания: на какой рынок планирует выйти, какую его долю занять; кто их конкуренты и в чем преимущества. Достижение целей, которые ставят основатели, должно быть реальным. Если стартап заявляет, что ему нужно 10 млн. долларов и он станет новым Google или eBay, стоит задуматься. У качественных стартапов есть широкий ряд инструментов для общения с комьюнити – это страница в Facebook, канал в Telegram, Slack и т.д. Если вопросы остаются без четкого, иллюстрируемого статистическими данными ответа, скорее всего, основатели сами плохо представляют себе работу проекта, и инвестировать в него нет смысла.

Мнение большинства

Стоит внимательно прочитать Белую книгу (whitepaper) на предмет гарантий и условий вложения денег. Изложенная там информация должна соответствовать заявленным основателями целям и не содержать несостыковок с другими исходящими от авторов проекта данными. Там же должны быть описаны все технические характеристики и особенности работы. Открытый исходный код — еще один аргумент в пользу инвестирования.

Доверять можно проектам, для которых четко прописана «дорожная карта», то есть этапы развития компании после сбора необходимых средств. Стоит обратить внимание на то, насколько ясно прописаны схема взаимодействия с инвесторами, возврат средств и юридические гарантии. К сожалению, может случиться так, что на этапе сбора средств проект не начнется, а закончится.

Хороший для потенциального инвестора знак, если частные известные криптовалютные инвесторы, компании или фонды уже инвестировали в проект на предыдущих этапах фандрайзинга. Известные партнеры и менторы в компании — тоже существенный плюс, только всегда стоит проверить действительно ли фотографии и имена, вывешенные на сайте, соответствуют действительности. Повышают вероятность удачного вложения и относительно долгая (от полугода) история развития компании, наличие у бизнеса продукта или хотя бы прототипа.

В конце концов, если ICO уже стартовало, стоит обратить внимание на то, сколько денег уже собрал проект. Если в первые 1–2 дня было собрано до $50–100 тысяч, то скорее всего вкладываться в него не стоит, потому что это значит, что сообщество идею не оценило и больше компания, скорее всего, уже не соберет.

Потерять деньги вкладываюсь в криптовалюту, к сожалению, можно ничуть не сложнее, чем заработать на ее росте. Инвестируя средства в этот нестабильный рынок стоит много раз подумать, готовы ли Вы потерять эти деньги быстро и навсегда.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
+7 -1
1712
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)