Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Конфликт интересов

Аа +
+3 -0
Алексей Богомолов,
генеральный директор Национального рейтингового агентства

Как эволюционирует рейтинговая отрасль в России?

Одним из основных и ключевых элементов и способов оценки кредитного качества эмитента и выпущенного им публичного долга является кредитный рейтинг, присваиваемый как эмитенту, так и его эмиссионным долговым обязательствам. Кредитный рейтинг позволяет оценить кредитное качество как вновь выпущенных, так и уже обращающихся на рынке долговых инструментов, к которым могут относиться корпоративные, муниципальные и сверенные облигации, а также вероятность дефолта по таким обязательствам.

Начиная с 2015 года с принятием Федерального Закона № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации» российский рынок рейтинговых услуг претерпел существенные изменения. На государственном уровне было принято решение о замещении кредитных рейтингов большой тройки международных рейтинговых агентств национальными рейтингами, а также, фактически, о создании национальной рейтинговой отрасли в России. В отличие от глобальных или международных рейтингов кредитный рейтинг по национальной шкале отражает относительную вероятность дефолта эмитента или выпущенных им долговых инструментов в сравнении с самым высоким уровнем кредитоспособности, принадлежащим Российской Федерации. Таким образом кредитные рейтинги всех российских эмитентов проранжированы относительно суверенного рейтинга Российской Федерации по национальной шкале и ограничены так называемым «суверенным потолком»

По истечении трех лет с момента вступления в силу Федерального Закона № 222-ФЗ уже вполне возможно подвести первые итоги реформы рейтинговой отрасли, отметить проблемы ее становления и развития, а также пути дальнейшего развития рынка рейтинговых услуг.

В настоящее время российская рейтинговая отрасль представлена пока двумя кредитно-рейтинговыми агентствами – АКРА и Эксперт РА, получившими аккредитацию Банка России. Рейтинги этих двух агентств используются и в ряде регулятивных требований ЦБ России. При этом следует отметить, что доминирующим фактором спроса на кредитные рейтинги в России являются регулятивные требования, в то время как роль рыночных факторов по-прежнему явно недостаточна. Основными потребителями рейтинговых услуг являются банки, ведущие предприятия и корпорации нефинансового сектора, компании с государственным участием, а также региональные администрации и муниципалитеты, работающие на локальном рынке долговых капиталов.

На данной момент большинство нормативных актов говорит о необходимости наличия у эмитента одного кредитного рейтинга не ниже определенного уровня, присвоенного аккредитованным рейтинговым агентством. Тем не менее уже сейчас ряд нормативных документов содержит требование о наличии у эмитента одновременно двух кредитных рейтингов не ниже определенного порогового значения. В связи с этим, по мнению участников финансового рынка, присутствие на российском рынке только двух аккредитованных рейтинговых агентств сужает эффективность рынка, ограничивает потенциальных клиентов в возможности выбора и, кроме того, формирует определенный конфликт интересов, создавая искусственные ограничения для рейтингуемых лиц. Отсутствие выбора рано или поздно приведет к монопольному положению на рынке двух агентств и росту стоимости рейтинговых услуг, возможным некорректным оценкам значения кредитного рейтинга одним из агентств в силу методологических особенностей или субъективизма, а также необоснованному занижению или завышению кредитного рейтинга эмитента.

Нельзя не принять во внимание еще и возможную стагнацию в отрасли, исходя из количества рейтингуемых лиц. К основным причинам стагнации вполне можно отнести высокую стоимость кредитных рейтингов особенно для компаний второго и третьего эшелона, возможные методологические ограничения у аккредитованных на данный момент рейтинговых агентств, не позволяющие рейтинговать компании, относящиеся к сегменту малого и среднего бизнеса, а также существующая практика навязывания невостребованных клиентом услуг, к которым, прежде всего, можно отнести практику присвоения кредитных рейтингов всем долговым инструментам эмитента на платной основе.

В связи с вышеизложенным вполне логичным событием стала дальнейшая эволюция рынка рейтинговых услуг и появление на нем новых игроков. В последние десятилетия большинство российских банков и компаний нефинансового сектора путем естественного развития пришли к тому, что одним из грамотных и цивилизованных способов упаковки своего бизнеса и повышения его инвестиционной привлекательности наряду с правильно организованной системой корпоративного управления и финансовой прозрачности стало наличие кредитного рейтинга. Исходя из того потенциал российского рынка рейтинговых услуг достаточно обширен. На текущий момент, с учетом наличия одновременно двух кредитных рейтингов у некоторых эмитентов, общее количество присвоенных кредитных рейтингов не превышает 550-600, в то время как проведенные оценки показывают, что объем рынка рейтинговых услуг может находиться в диапазоне 1200 – 1600 рейтингов.

Основные сложности у потенциальных новых игроков на российском рынке рейтинговых услуг в первую очередь связаны с такими показателями как выстраивание качественной организационно-управленческой структуры, высокое качество корпоративного управления этим специфичным бизнесом, репутация руководителя компании и ведущих рейтинговых аналитиков, диверсифицированная структура акционерного капитала и отсутствие так называемой кэптивности рейтингового агентства с точки зрения его акционерной структуры, а также существенный дефицит на российском рынке отраслевых рейтинговых аналитиков и сотрудников внутреннего контроля и compliance.

Конечно, относительно молодой рынок рейтинговых услуг в России пока не в состоянии предоставить участникам финансового рынка весь спектр рейтинговых продуктов и услуг, предлагаемых признанными международными рейтинговыми агентствами, но этот рынок очень активно и динамично развивается, стараясь вобрать в основу своей деятельности лучшие мировые практики, успешно опробированные международными рейтинговыми агентствами в течение многих лет в различных юрисдикциях с разной финансовой спецификой. Для российского рейтингового рынка, претерпевающего очередной этап эволюции в связи с возможным появлением на нем новых игроков очень важно чтобы его участники не испытывали ложных иллюзий быстрого роста, сохранили присущий этому рынку здоровый консерватизм, а также инвестировали необходимые ресурсы в высокопрофессиональный персонал и современные информационные технологии для развития и успешного функционирования инфраструктуры рейтингового рынка.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)