При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Участники «фондовой» сессии 11-го онлайн– марафона Finversia обсудили неожиданное решение ЦБ оставить ключевую ставку без изменений, направления её движения в следующем году. А также, какие сектора, акции и облигации покупать в случае разных развитий событий – на российском и американском рынках.
«Более важные аспекты, чем цифры»
Игорь Файнман, независимый инвестиционный советник, признался, что он искренне ошибался, как человек, который при принятии решений опирается на цифры и прогнозную инфляцию:
– И поэтому был уверен, что ставку повысят. Но, оказывается, есть какие-то более важные аспекты при принятии решений.
Он привёл пар причин, почему это произошло. Первая из них – сделать предпринимателям новогодний подарок, вторая – ЦБ таким образом готовится к улучшению геополитической ситуации и закладывает фундамент для будущего роста.
Алексей Бачеров, управляющий партнёр инвестиционного партнёрства ABTRUST, преподаватель Высшей школы экономики, обратил внимание на то. как доходность гособлигаций предугадывает действия ЦБ:
– Рынок торгует ожиданиями. Если посмотреть за доходностью гособлигаций, то увидим, как она предугадывает действия регулятора.
Аналитик также напомнил о «президентском» факторе при принятии решений. Ведь, обычно президент воздерживается от вмешательства в финансовые вопросы, но накануне заседания Совета директоров ЦБ по ставке «явно дал понять», что инструментов для обуздания инфляции много, а не только ставка.
– Я не стал бы однозначно связывать решение ЦБ со словами президента. Но очевидно, что история носит двусторонний характер, – отметил Бачеров.
Он также напомнил, что инфляция – согласно историческим данным – начинает снижаться примерно в феврале, так что ставить на развитие инфляционной спирали не стоит.
Ян Арт, главный редактор Finversia, предположил, что одной из причиной отказа от повышения ставки ЦБ стал так называемый отложенный эффект высокой ставки в плане воздействия на инфляцию. Однако, он полагает, что цены растут не потому, что регулятор делает что-то не так, а потому, что инфляция рукотворна. Бюджету нужны деньги и поэтому правительство поднимает налоги. Арт ожидает, что эпоха подъема ключевой ставки закончена и уже в феврале ЦБ оставит ставку без изменений или даже снизит на 1 процентный пункт.
Виктория Сапожникова, независимый инвестиционный советник, рассказала об интересном исследовании, согласно которому повышение ставки «малыми» странами оказывает бОльший эффект на соседей, чем ставка ФРС на эти «малые» страны. Например, когда свою ставку повышает Турция, это оказывает на экономику России эффект бОльший, чем ФРС на Россию.
Советник предположила, что принятии решений ЦБ опирается на искусственный интеллект, который с лета предсказывал, что инфляция расти будет, однако в последнее время – что она замедляется. По её мнению, если в будущем году не случится каких-то «излишних» политических катаклизмов, то ставку повышать не будут.
С ней согласилась Дарья Андрианова, заместитель директора Национальной ассоциации специалистов финансового планирования (НАСФП). По её мнению, в марте-апреле 2025 года ЦБ может опустить ставку на 1 процентный пункт – демонстрационно.
Андрей Паранич, директор Национальной ассоциации специалистов финансового планирования (НАСФП), спрогнозировал, что ЦБ сохранит ставку на нынешнем уровне и на заседании в феврале.
Остаётся только верить. И покупать
Игорь Файнман рассказал о своей стратегии на отечественном фондовом рынке. Он разместил большую часть своих капиталов на депозитах и на полученные проценты каждый месяц покупает акции:
– Покупать надо регулярно и в долгосрок. Я верю в наш рынок, он как сжатая пружина, которая однажды ракетой полетит в небо, – заявил Файнман.
Алексей Бачеров, в свою очередь, попробовал уточнить, а что конкретно покупать на рынке?
– У нас история «60х40» – когда портфель состоит из 60% акций и 40% облигаций и данные активы ходят в разных направлениях – не работает. У нас, когда растут облигации, то и акции растут. Гособлигации покупать или акции? Что больше вырастет?
Стратегия Виктории Сапожниковой состоит в том, чтобы покупать акции 10 крупных российских компаний, которые регулярно платят дивиденды:
– Их я покупаю, когда они падают ниже определённого уровня. Это моя будущая пенсия. Самое мнение сформировать портфель. Мне нравится наш рынок.
Дарья Андрианова, заместитель директора Национальной ассоциации специалистов финансового планирования (НАСФП), сообщила, что купила в этом году акции эмитентов, вышедших на IPO.
Подход Алексея Бачерова состоит в том, чтобы разделить всех эмитентов на две категории: на тех, кто зависит от роста цен и на тех, кто может переложить рост цен на конечного потребителя. Таким образом, ритейлеры слабо зависимы от инфляции, а вот производители, наоборот. Он предложил спекулятивную стратегию поиска эмитентов, которые сильно закредитованы – они отреагируют на снижение ставки ростом. Среди таких эмитентов – металлурги.
Андрей Паранич, согласился, что это хорошая стратегия.
Игорь Файнман предлагает ориентироваться на дивидендных аристократов. К ним, частности, относится «Лукойл», Сбербанк, Т-банк, который недавно принял решение о выплате дивидендов поквартально.
Сектора-фавориты Сапожниковой – банки, технологический сектор, фармация, медицина, химия.
Дарья Андрианова не верит в то, что наши технологические компании исчерпали потенциал для роста, несмотря на ралли в данном сегменте.
Рынок кибербеза и геополитика
Одним из таких эмитентов является Positive Technologies, акции которого с момента размещения на Московской бирже в конце 2021 года выросли в цене в 3 раза.
Юрий Мариничев, директор по связям с инвесторами Positive Technologies, гордится тем, что в реестре акционеров компании много постоянных инвесторов. Порядка 40% инвесторов держит акции более года.
– Чего не скажешь о других технологических эмитентов. Мы видели, как компании, которые выходили в этом году на биржу, быстро теряли своих акционеров – инвесторы заходили в бумаги на короткий срок, но потом реализовывали прибыль и шли на другое IPO, – рассказал Мариничев.
Он также рассказал, что компания в этом году получила рейтинг на уровне АА от АКРА. Это позволило Мосбирже включить акции компании в субиндекс пенсионных накоплений, что означает, что бумаги компании могут покупать пенсионные фонды.
Рынок кибербезопасности продолжает рост и по оценкам экспертов к 2028 году можеты вырасти в 2,5 раза – до 715 млрд рублей.
– Это большие перспективы для нас, – уверен Мариничев.
Ян Арт поинтересовался, есть ли у компании план, в случае, если геополитическая ситуация начнёт улучшаться, что позволит иностранным разработчикам вернуться на российский рынок.
– Рынок кибербеза не станет первым, на котором отменят санкции. Первым, вероятно будет потребительский рынок. Зарубежные решения менее интересные потому, что у них нет такого опыта, который накопили наши компании за последние 3 года, – ответил Мариничев.
«Всё, что с пометкой «для народа» надо избегать»
Так считает Игорь Файнман. В следующем году ожидается, что на биржу начнут выходить компании с госучастием в капитале.
– Не рекомендую. Есть «народные» ОФЗ, которые покупать не надо. Есть акции ВТБ, которые покупать не надо. Всё, что наше государство делает с пометкой «для народа», надо избегать, – посоветовал Файнман.
В продолжении темы Виктория Сапожникова добавила, что государство никому специально не желает зла, просто всегда находятся нечистые на руку чиновники, которые всё портят.
Также советник призналась, что не участвует в IPO. Её подход состоит в том, чтобы «подождать 2-3 месяца» и посмотреть, как ведёт себя новая бумага.
Ольга Коношевская, независимый инвестиционный советник, призналась, что в IPO принимает участие, но тщательно подходит к выбору эмитентов и выделяет на это часть своего «агрессивного» портфеля.
Андрей Паранич сослался на данные ЦБ, согласно которым многие мелкие частные инвесторы ушли с рынка в депозиты, в то время, как крупные – наоборот, нарастили свои позиции.
– Может это позволить уменьшить спекулятивную составляющую?– предположил он.
Алексей Бачеров видит «проблему с IPO» в том, ажиотаж вокруг только что разместившего эмитента быстро пропадает, инвесторы теряют интерес к бумаге. А когда уходит ликвидность, то волатильность возрастает. Причина утраты интереса в том, что зачастую эмитенты после размещения перестают взаимодействовать с инвесторами.
– А надо, чтобы не забывали.
Аналитик также напомнил, что крупные инвесторы рассматривают участие в IPO как долгосрочную инвестицию.
Облигации. Что можно ждать?
Алексей Бачеров рассказал о стратегии на рынке ВДО. Ещё 5 лет назад рынка высокодоходных облигаций (ВДО) не существовало, а сегодня на нём торгуется 170 выпусков от разных эмитентов. Это позволяет сформировать портфель из несколько десятков бумаг, что позволит сильно снизить вероятный риск дефолтов:
– Например, если взять в портфель 40 бумаг, то риск на одного эмитента составляет всего 2,5%. Вопрос, как их выбрать. Можно составить watch-list и следить об изменениях рейтингов. Если по бумаге изменился прогноз или сам рейтинг – предпринимать действия. Но на эти 40 бумаг будет уходить всё свободное время, – предупредил Бачеров.
Игорь Файнман отметил парадоксальную ситуацию на российском облигационном рынке, где государственные корпорации с хорошими рейтингами могут уйти в дефолт, а небольшой завод из российского региона будет исправно выплачивать инвесторам высокие купоны.
– Всё зависит от того, как руководство компании работает с инвесторами, – пояснил советник.
Дарья Андрианова считает ВДО на данном этапе слишком рискованным рынком в отличие от ОФЗ:
– Можно выбирать ОФЗ с любым купоном, главное, чтобы номинал был как можно ниже. Потому, что ОФЗ могут резко поднять в цене при появлении хороших макроэкономических новостей, которые все так ждут. Так случилось в 2022 году, когда ЦБ резко снизил ключевую ставку, – вспомнила Дарья.
Ольга Коношевская считает главным риском ВДО его низкую ликвидность:
– Когда случается необходимость срочно продать позицию, нередко бывает пустой стакан. Поэтому я предпочитаю спекулировать с голубыми фишками потому, что там есть ликвидность.
S&P500: перегрет или нет?
– Многие говорят, что рынок перегрет. Но такое говорят давно, в то время, как рынок продолжает расти. Пока существенных признаков замедления роста я не вижу, – считает Ольга Коношевская.
Советник также отметила неравномерное движения внутри индекса S&P500, когда
его «тащат» всего несколько акций. В случае, если в Штатах разгонится инфляция, она рекомендует покупать акции потребительского сектора.
Алексей Бачеров продолжил тему «перегрева» и индекса, сообщив, что индекс «тащат» всего 5 акций, доля которых в общей капитализации индекса уже достигла 33%:
– Это опасная история. Я сам не инвестирую на американском рынке, но если бы инвестировал, то начал бы хеджировать позиции.
Аналитик также согласился с коллегой в том, что в краткосрочной перспективе – в течение месяца-двух – ожидать падения рынка не стоит. Однако есть индикаторы, которые сигнализируют о вероятности кризиса в среднесрочной перспективе.
Перспективы важнее фактов
Пётр Пушкарёв, эксперт фондового рынка, рад, что до руководства Банка России донесли, наконец, экономические аргументы, а не только монетарные. Он не исключает, что ФРС изменит свою политику «двух сокращений в 2025 году» после того, как Дональд Трамп встретится с руководством ФРС, вступив в должность официально.
– Когда ставку начнут снижать более энергично, то источников дешёвых денег для роста рынка окажется больше. Есть ожидания, что следующая волна роста будет связана с компаниями, которые не создают ИИ, а используют его для повышения эффективности. В первую голову, это крупные ритейлеры, которые вписались в эту схему. И часть промышленного сектора, которая заслуживает расти темпами бОльшими, чем она росла в последние унылых четыре года
Пушкарёв также привёл такие драйверы для роста, как обещания Трампа снизить налоги и провести дерегулирование.
Ян Арт поинтересовался мнением Пушкарёва насчёт бурной реакции рынка на смену политики ФРС по снижению ставки в 2025 году:
– Не говорит ли эта реакция о повышенной хрупкости ситуации?
Пётр Пушкарёв считает, что не столько важен уровень ставки, сколько её перспективы на ближайшие 1-2 года.
– Надеюсь, что план ФРС в том, чтобы оставить запас для дальнейшего снижения ставки.
В случае возобновления роста цен аналитик посоветовал покупать акции тех компаний, которые адаптировались к инфляции.
Олег Абелев, начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст», сформулировал риски, которые могут навредить рынку в 2025 году.
Первый состоит в намерениях Трампа затеять торговые войны, второй – регионализации. Речь идёт о тлеющих геополитических конфликтах. Наконец, третий состоит в намерении Трампа дать зелёный свет криптовалютам.
– Если это реализуется, то мы увидим активное распространение крипты на рынках, что по моему мнению представляется большим риском, потому что я не понимаю ценообразование и обеспечение этих инструментов.
Ян Арт согласился с опасениями Абелева. Он также видит риск в том, что рынок криптовалют уже стал влиять на макроэкономику и фондовый рынок.
Говоря об отечественной ситуации, Олег Абелев видит риск в том, что Банк России теряет мандат независимости:
– Очень опасно, когда депутаты стали предлагать изменить мандат ЦБ в угоду сиюминутным интересам.
* * *
Организаторы 11-го финансового онлайн-марафона Finversia – Национальная ассоциация специалистов финансового планирования (НАСФП), Московская международная валютная ассоциация (ММВА), канал Finversia.
Генеральный партнер марафона – Россельхозбанк. Партнеры марафона – компании Positive Technologies, «Токеон», «Мосгорломбард», Goldex, Kesmaty, Ассоциация форекс-дилеров, НПФ «Достойное будущее». Информационные партнеры – журналы «Банковское обозрение», «Банковское дело», «Профессионал. Финансы», «Банки и деловой мир», «Национальный банковский журнал», платформа EQPA и аналитический центр «БизнесДром».
Следующий, 12-й финансовый онлайн-марафон Finversia состоится 30 июня – 5 июля 2025 года.
Москва.
обсуждение