При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Философия инвестиций.
Ездил в очередную поездку, где имел возможность пообщаться с большим количеством предпринимателей из реального сектора экономики (основателями не IT-стартапов, а обычных бизнесов).
И самый частый вопрос у предпринимателей по отношению к инвестору – во что вы инвестируете?
Есть стереотип, что у инвестора есть четкое определение, во что он инвестирует, хотя на самом деле это не всегда так. С одной стороны, есть инвестиционная стратегия (мандат), с другой стороны, рынок меняется достаточно быстро, поэтому ответ на этот вопрос может меняться во времени .
В каких терминах может быть ответ на этот вопрос сформулирован? Есть несколько простых вещей, есть несколько более сложных.
Простые определения – это средний чек (сумма, типовая для инвестора) и стадия бизнеса.
Предприниматели же считают, что должен быть какой-то четкий определенный ответ в плане рынков. Например, в киберспорт я инвестирую, в маркетплейсы инвестирую, а в sharing-economy нет.
Чаще всего получается так, что у инвестора есть предпочтительные направления, но это не строго, что только сюда, и все. Если вы и получите ответ от инвестора на этот вопрос, он все-таки будет носить более общий характер.
Предпочтения инвесторов могут проистекать из нескольких вещей:
- экспертизы инвестора – он хорошо в этой теме разбирается.
- из синергетических эффектов с его портфелем – когда мы во что-то уже проинвестировали, и можем проинвестировать во что-то смежное с текущим портфелем или дополняющего его,
- влияния трендов или хайпа.
Когда я запускал Prostor Capital, у нас было несколько проектов в сфере B2G, потому что инвесторы фонда хорошо в этом разбирались, а например, Runa Capital инвестировали в инфрастуктурные проекты (например, NGNIX).
В портфеле iTech Capital были инвестиции в рекламном сегменте, и таких проектов было проинвестировано несколько (iContext, realweb, seopult). На хайпе в последние годы был рынок онлайн образования, и интерес инвесторов к нему был сильно заметен.
Предпочтения у инвесторов есть, они меняются, но если по мандату и чеку проект подходит, то инвестор готов посмотреть практически любые рынки и сегменты. Особенно, если он по своим мандатам фокусируется только на российском рынке, потому что хороших проектов не так много, и есть смысл смотреть на все ниши.
У меня тут спросили инвестируете ли вы в обучение маркетологов? Это очень узкий вопрос, чтобы его задавать и чтобы инвестор мог на него ответить. Инвесторы в таких терминах инвесторы не мыслят.
Есть еще другие характеристики, кроме совпадения с мандатом в качестве чека и стадии, и они касаются любой компании. Это:
- Структура команады
- Темпы роста
- Способность выполнять взятые на себя обязательства
- Перспективность самого рынка
- И другие (у каждого свои)
Они не попадают в ответ на вопрос «во что вы инвестируете?», а являются общими характеристиками компаний, которые инвестор считает инвестиционно привлекательными.
Картинка Юрия Шлаганова
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/solovyov.alexey
обсуждение