При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Бурное развитие отечественных микрофинансовых организаций заставляет задуматься: а что будет залогом их успеха через 5-10 лет?
Под знаком онлайна
Прежде всего, что будет со спросом на микрозаймы? Сегодня спрос на них в России продолжает опережать предложение, и эта тенденция будет определяющей для рынка в ближайшие годы. Центробанк отмечает в 2015 году увеличение как объема микрозаймов (на 6,5%), так и их количества (на 29,9%) по сравнению с 2014 годом. Данные 1 полугодия 2016 года вновь подтверждают позитивный тренд: рынок вырос еще на 14%. Некоторые эксперты, ссылаясь на данные Минфина, прогнозируют его десятикратное увеличение уже через 4-5 лет. Рынок продолжит прибавлять и впредь, и ключевым драйвером роста будет сегмент краткосрочных микрозаймов онлайн.
С тем, что именно онлайн-сегмент со временем станет ведущим направлением рынка, соглашается большинство значимых игроков рынка. По расчетам НАФИ, в прошлом году темпы прироста интернет-займов опережали среднерыночную динамику минимум в 2 раза, и эта повышенная скорость прогнозируется и впредь. Эра онлайн-услуг уже наступила, поэтому МФО «у метро», похоже, постепенно заменят услуги МФО «на диване». Онлайн-пространство, которое большинство игроков считает основным каналом продаж и привлечения клиентов, станет основным полем конкурентных битв. Подобное мнение сегодня превалирует у большинства уважаемых экспертов. Я считаю, что небезосновательно: фундаментом укрепления онлайн-позиций обещает стать общее развитие интернет-технологий. По оценке американского футуролога Дэйва Эванса, около 80% предыдущих прогнозов которого признаны сбывшимися, уже к 2020 году на каждого человека будет приходиться более шести устройств, подключенных к интернету, социальные сети охватят практически все человечество, а интернет ускорится в 3 млн. раз.
Однако, скорее всего, облик онлайн-рынка претерпит качественные изменения. Так, портал Banki.ru к тому же 2020 году прогнозирует оформление половины всех онлайн-займов через смартфоны и планшеты (сегодня — около трети). Это значит, брать онлайн-займы станет гораздо быстрее и удобнее. Вместе с тем будет совершенствоваться и программное оборудование виртуальных МФО: автоматические скоринги существенно снизят риски и долю просрочек платежей. В этом мы, кстати, убедились на практике. Совершенствование скоринг-системы собственной разработки уже вылилось в анализ платежеспособности клиента по 1800 параметрам и полную автоматизацию работы сервиса. При этом доля просрочек (NPL 90+) у нас гораздо ниже, чем в среднем по рынку.
«Классики» не сдадутся
Что касается конкуренции онлайн-компаний с традиционными микрофинансовыми организациями, - последние сдавать свои позиции «без боя» не будут. Ведь развитие интернет-услуг вовсе не подразумевает полное закрытие в обозримой перспективе «офисных» МФО. Если простые продукты и сервисы перетекут в дистанционные каналы, то точки «на местах» сосредоточатся на работе с комплексными решениями для разных ситуаций у клиента. Успешны кейсы по организации «микрофинансовых супермаркетов», объединяющих на одной территории и МФО, и ломбард. Другое перспективное направление — сотрудничество с ритейлом, так называемый «POS-микрозайм». Но, в любом случае, МФО, работающие офлайн, так или иначе, обязательно будут диверсифицировать бизнес.
Поэтому в будущем — по крайней мере, в краткосрочной перспективе — «классические» МФО продолжат конкурировать с онлайн-сервисами, пусть и позволяя
последним «откусывать» все более лакомые куски рыночного пирога.
К вопросу о привлекательности
Еще один важный фактор успешного будущего для МФО – инвестиции. Сегодня это серьезнейшая рыночная проблема: судя по обзору ЦБ показателей МФО за первый квартал года, инвестиции юрлиц по сравнению с концом 2015 года уменьшились в 4 раза. Однако этот спад установится не надолго: бóльшая предсказуемость рынка обернется повышением интереса со стороны инвесторов. И через 5-10 лет Россия обязательно догонит зарубежные страны, где микрофинансовый бизнес является полноценным объектом доходного капиталовложения. Одним из «трубопроводов» для финансовой подпитки обещает стать выход крупных игроков на IPO.
Уместно ожидать в будущем снижение процентных ставок на займы. В этих условиях усилится борьба за «качественного» клиента — как за счет развития программ лояльности, так и путем развития индивидуально ориентированных продуктов. Работе в этом направлении нужно отдавать стратегический приоритет уже сейчас.
Логично ожидать, что число организаций на рынке со временем сократится. Считаю, параллельно будут активно развиваться консолидационные процессы. Не исключено, что мелкие и даже средние игроки будут вынуждены объединяться, чтобы оставаться «на плаву». А среди самостоятельных крупных игроков преимущества получат наладившие несколько каналов взаимодействия с клиентами. Это касается как географического аспекта (в том числе, благодаря выходу на рынки других стран), так и форм взаимодействия (онлайн и офлайн).
Правда, рынок сопутствующих услуг будут активно осваивать и другие компании, например, из сфер коллектинга, программного обеспечения. Поэтому перед МФО уже сейчас стоит острый вопрос: осваивать все направления своими силами, либо сосредоточиться на основном виде деятельности, отдав все остальное «на откуп» другим.
обсуждение