При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В прогнозах состояния микрофинансового рынка на 2016 год акценты делались и по поводу массового интереса компаний к освоению смежных отраслей. Ожидания подтвердились.
Пенсии вызывают вопросы
Для идейных сторонников «микрофинансовых супермаркетов» прошедший год стал периодом подведения итогов пилотных проектов и начала их «промышленной» реализации. Однако удобство клиентов, диверсификация бизнеса, снижение издержек — все те аргументы, которые руководствовались сторонники концепции расширения деятельности, не стоит считать однозначной причиной углубления процесса в 2016 году. Недостаток свободного фондирования, усиленный резко возросшей регуляторной нагрузкой, попросту заставил многие МФО окунуться в ускоренное освоение смежных сфер.
Масштаб явления стал настолько ощутим, что в некоторых сегментах стал вызывать опасение его традиционных представителей. Такова, в частности, ситуация на рынке негосударственного пенсионного обеспечения, где МФО «сбили» нижний предел услуг по привлечению клиентов в 2-3 раза. Более того, некоторые из них вовсе готовы отказаться от комиссионного вознаграждения (рассчитывая, например, на выкуп НПФ ценных бумаг МФО).
Сами представители НПФ признают, что работа с МФО выглядит достаточно интересным вариантом, особенно в плане массового привлечения клиентов. Однако вопросов пока больше. Это и небольшой средний счет клиентов из числа заемщиков, и повышенный риск несоблюдения юридических нюансов (например, при согласии заемщика на перевод накоплений, зафиксированный в разных МФО), и определенные репутационные издержки НПФ.
Займем, застрахуем
К освоению МФО рынка страховых услуг располагало наличие добровольного страхования вкладов заемщиков среди микрофинансовых компаний, занимающихся привлечением частных инвестиций (от 1,5 млн руб.). Правда, как признают сами страховщики, большой вопрос вызывает отсутствие рынка перестрахования под риски банкротства МФО. Лимиты собственного удержания на один такой случай несравнимо ниже вероятных потерь. Однако ряд страховых компаний все равно продолжает сотрудничать в данном аспекте с крупными МФО, рассчитывая на их размер и репутацию. Некоторые, как в случае с «Ингосстрахом», предлагают и дополнительные услуги: страхование залогов, рисков смерти и инвалидности заемщиков, потери ими работы (при жилищных займах).
Имеющийся опыт стал основой дальнейшего взаимопроникновения интересов. Сегодня МФО предлагают своим заемщикам «коробочные» продукты по страхованию их жизни, здоровья и имущества от таких компаний, как «ВТБ Страхование», «АльфаСтрахование», ВСК, «Ингосстрах», СГ «УРАЛСИБ» и др. Массовость явления подтверждает, что такая форма, в силу своей относительной простоты и отсутствия видимых «подводных камней», сегодня — один из главных драйверов продвижения идеи «микрофинансовых супермаркетов».
PoS уходит в «виртуал»
По-настоящему прорывным стал прошедший год в отношении товарного микрофинансирования (PoS). Произошло это, прежде всего, благодаря усилиям банковских МФО. При наличии свободного фондирования они стали выдавать примерно каждый седьмой (согласно данным «Эксперт РА»), микрозайм в стране, преимущественно как раз в PoS-сегменте. Возрастающий интерес к сфере наблюдается и со стороны традиционных МФО, о чем, например, упоминает замдиректора СРО «МиР» Андрей Паранич. В целом, подтверждением возросшей значимости PoS-микрозаймов можно считать выделение Центробанком данной категории в отдельную при расчете предельных значений полной стоимости потребительских микрозаймов на 4-й квартал 2016 года, что произошло впервые.
Интересно, что далеко не каждая МФО способна выделять своих представителей для обслуживания конкретных торговых точек. Поэтому на первый план в PoS-сегменте выходят онлайн-технологии для оформления товарного займа на месте с мобильного устройства (например, система AmmoPay). Набирает обороты и «пластик для МФО» — «товарные» займы на карту MasterCard.
Вынужденная кооперация
Особенно наглядно реакция рынка на недостаток свободных средств в 2016 году проявила себя в сотрудничестве доселе прямо конкурирующих между собой МФО и ломбардов. Еще недавно можно было услышать о прямом лоббировании вопроса запрета МФО со стороны ломбардного бизнеса. Однако, столкнувшись с одинаковой проблемой доступного кредитования — причем в 2016 году тенденция лишь усилилась — представители обеих сфер стали смотреть друг на друга как на партнеров (при этом некоторые МФО даже стали кредитовать ломбарды). «Мы видим очень существенную синергию от сближения этих двух направлений… Консолидация рынка неизбежна», — отмечал, в частности, в конце 2016 года президент Национального Объединения Ломбардов Алексей Лазутин.
За прошедший год все больше МФО и ломбардов решили держаться вместе. Для небольших микрофинансовых организаций, не претендующих на статус микрофинансовых компаний (только им, напомним, отныне разрешается привлечение сторонних инвестиций), такой путь дает дополнительный шанс на выживание за счет снижения издержек (на офисе, персонале), расширения клиентской базы, диверсификации финансовых потоков.
Наступивший год должен внести окончательные коррективы насчет жизнеспособности такого симбиоза. Многое будет зависеть от ожидаемых регуляторных мер в отношении ломбардов — введения их официального реестра и определения полномочий в зависимости от объема бизнеса.
Фондирование снова определяет
Освоение новых сфер деятельности микрофинансовыми организациями (в том числе, продажи сим-карт, туристических путевок, посредничества в банковских услугах и пр.) продолжится и в 2017 году. Крупные компании, сознательно выбравшие путь «пакетного» освоения разнонаправленных услуг, продолжат движение в данном направлении. Имеющиеся наработки — как, например, универсальный комплекс программного обеспечения или уже обученный персонал — станут хорошим подспорьем для дальнейшего развития «супермаркетов». Однако на серьезную коммерческую отдачу заинтересованным игрокам рассчитывать не стоит — для этого, как минимум, понадобится более долгий срок. Приживется ли идея на практике окончательно, будут решать потенциальные инвесторы, серьезный приток средств которых ожидается на рынке во втором полугодии.
Именно по этой же причине можно уверенно прогнозировать на 2017 год и качественный скачок во взаимопроникновении услуг по предоставлению микрозаймов и p2p-сервисов, занимающихся необеспеченным кредитованием частными лицами других частных лиц. Предпосылки для этого (например, в форме выкупа такими сервисами долговых портфелей МФО) уже имеются. Расширение сотрудничества может превратиться в появление нового серьезного канала фондирования МФК.
Что же касается мелких — микрокредитных — организаций, освоение ими новых ниш вряд ли станет общерыночным «рецептом выживания» (к 2018 году с рынка уйдут 2-3 тысячи игроков — считают, например, аналитики из «Эксперт РА»). Экономически обоснованное воплощение в жизнь идеи «супермаркета» — без значимых источников дополнительного финансирования и фактора должного размера компании — станет возможным, скорее, в порядке исключения. Произойти это может в случае особо удачного стечения обстоятельств или, например, при перепрофилировании МКК под сервисное обслуживание сферы деятельности более крупного партнера.
обсуждение