При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Заёмщики вновь возвращаются в «покинутые» ими банки?
С момента появления микрофинансовых организаций в массовом сознании они противопоставлялись банкам. Как и большинство стереотипов, этот верен только отчасти, ведь предложения банков и МФО очень сильно отличаются и, скорее, дополняют друг друга, чем заменяют. Тем не менее, оно довольно крепко укоренилось в умах. А опубликованные данные по объемам выдачи займов и кредитов финансовыми институтами за 2016 год и первый квартал 2017 подлили очередную порцию масла в огонь.
Несмотря на рост объемов всех видов кредитования, суммарные объёмы займов микрофинансовых институтов, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), выросли с 2015 года на минимальные 15,2%. Снижение темпов роста продолжается уже второй квартал подряд. При этом (уже по информации Объединенного кредитного бюро (ОКБ)) существенно - на 40% - вырос объем банковских кредитов наличными.
Банки вернут себе клиентов?
В связи с этим возникла точка зрения, что заемщики МФО возвращаются в банки, откуда они ушли несколько лет назад, поскольку те ужесточили требования к клиентам. В подтверждение приводится статистика ОКБ по выдаче кредитов и займов заемщикам без кредитной истории: только 3% таких клиентов идет в МФО, хотя в целом займы МФО составляют 11% всех выдач. При том, что на кредитные карты и банковские кредиты наличными клиентам без кредитной истории приходится 48% и 33%, соответственно. Сторонники точки зрения, что заемщики возвращаются в банки, связывают это с ужесточением требований к клиентам МФО и некоторым их смягчением в банках.
Но верна ли такая трактовка? Доля заемщиков, впервые обращающихся за кредитом, стабильно падает последние годы во всех видах кредитования. То же ОКБ сообщает, что в 2014 году «новичков» было 24%, в 2015 - 22%, и в 2016 - 19%. Пополнение категории таких клиентов за счет молодежи низкое - в этом году достигает совершеннолетия поколение 1999 года – года с рекордно низкой рождаемостью (как и предыдущие 90-е). То есть сокращение выдач обусловлено набором причин, среди которых и простое насыщение рынка, а не только строгость требований кредиторов к клиентам.
Число выдач микрозаймов растет
Если же мы углубимся в статистику НБКИ, то увидим, что объем собственно микрозаймов вырос на 15,2%, а их количество - на 14,9%. При этом средний размер займа не изменился и составил 10,5 тыс. руб. Застой наблюдается в сегменте займов на покупку потребительских товаров - их объем вырос всего на 0,5% по сравнению с предыдущим кварталом, а средний размер займа сократился с 18,1 до 15,9 тыс. руб. На первый взгляд, это подтверждает тезис о «перетекании» заёмщиков - пострадал как раз тот сектор, где предложения МФО и банков максимально пересекаются. Но, если сравнить средние размеры кредитов и микрозаймов, то получится, что клиенты банков берут суммы почти на порядок большие, чем заемщики МФО (132 тыс. руб. против 15,9 тыс. руб., по данным НБКИ). Для банков характерен рост объемов кредитования за счет увеличения среднего размера кредита, при небольшом - всего на 3% по сравнению с прошлым годом, - увеличении количества выданных кредитов (всех видов, не только кредитов наличными), у МФО - наоборот, растёт число выдач при стабильном среднем размере займа. Поэтому рассуждения о том, что заемщики МФО уходят в банки, можно считать верным лишь отчасти.
Представители МФО также считают теории о «перетекании» заемщиков не совсем оправданными. «Банковский кредит и микрозайм - принципиально разные продукты, предназначенные для разных целей и для разных категорий клиентов. Банки и МФО соревнуются в разных лигах, поэтому разговоры о том, что первые могут забирать клиентуру у вторых, не вполне обоснованы. С другой стороны, людям более привычно кредитование в банках, поэтому, возможно, часть клиентов изначально старается получить и небольшие суммы в кредитной организации», - утверждают представители рынка.
При всем вышесказанном, стоит отметить, что на любую ситуацию необходимо смотреть под разными углами. С одной стороны, суждения о «перетекании» клиентов может быть вполне оправданными, а, с другой, малообоснованными. У каждой медали не одна сторона.
обсуждение