При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Евразийский экономический союз служит важным положительным фактором для расширения бизнеса российских компаний, их выхода на международные рынки. Так, многие российские компании «среднего эшелона» имеют возможность комфортно действовать в качестве инвесторов лишь в странах ЕАЭС.
На сегодня у нас имеется информация о более чем 200 инвестиционных проектах в рамках ЕАЭС (с объемом взаимных накопленных инвестиций не менее $1 млн.) и о более чем 300 проектах с небольшими инвестициями. Основными участниками взаимных инвестиционных процессов в ЕАЭС выступают Россия и Казахстан. Ведущие отрасли взаимных прямых инвестиций в рамках ЕАЭС – топливный комплекс и цветная металлургия.
Экономики стран ЕАЭС различаются как по основным показателям (по ВВП на душу населения в России, Казахстане и Беларуси значения близки ($7 – 9,6 тыс.), а Киргизия и Армения значительно отстают ($1,3 – 3,6 тыс.).), как и по оценкам делового климата (согласно рейтингу Doing Business 2017 Россия заняла 40-е место из 190 стран, Казахстан – на 35-м месте, Беларусь – на 37-м, Армения – на 38-м, Киргизия – на 75-м месте).
Одно из главных преимуществ межгосударственной экономической интеграции состоит в том, что она позволяет бизнесу компенсировать недостатки инвестиционного климата в своей юрисдикции и приобрести дополнительные конкурентные преимущества.
Безусловно, наряду с углублением интеграционных процессов, сохраняется и будет сохраняться конкуренция между юрисдикциями за инвестора. Гораздо более важным моментом являются те проблемы для бизнеса, которые эти интеграционные процессы позволяют снять. Неслучайно одним из основных направлений работы Интеграционного совета РСПП по взаимодействию с Евразийской экономической комиссией является выявление и устранение препятствий для ведения предпринимательской деятельности на внутренних рынках ЕАЭС.
Сегодня около 500 препятствий сохраняют своё действие на рынках Союза. Около 80% из них относятся к категории допустимых Договором о ЕАЭС (так называемые изъятия и ограничения). Остальные же барьеры фактически не соответствуют нормам и правовому полю Союза. Например, в Беларуси действуют различные ставки НДС на ряд товаров внутреннего производства и на аналогичные товары, которые импортируются в Беларусь. А в Киргизии освобождаются от налогообложения НДС продукты питания и некоторые другие товары, производимые из местного сельскохозяйственного сырья. В то же время аналогичные товары, производимые из сельхозясйтвенного сырья других государств-членов ЕАЭС, облагаются НДС по ставке 12%.
По многим вопросам удается достигнуть значимого прогресса – можно привести несколько примеров. В России с начала 2017 года трудовые мигранты из стран ЕАЭС получили доступ к обязательному медицинскому страхованию. Беларусь до 1 июля 2018 года отложила введение сертификации на бытовые электроприборы. К этому времени Евразийская экономическая комиссия должна принять технический регламент ЕАЭС «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств». В этом случае у Беларуси не будет потребности вводить свои, дополнительные процедуры по сертификации, и обязательное подтверждение соответствия будет осуществляться согласно правилам ЕАЭС. Казахстан не будет вводить ограничения на вывоз из страны отходов и лома черных и цветных металлов в страны ЕАЭС (только в случае поставки за пределы ЕАЭС). Армения на законодательном уровне в апреле 2017 года вводит размещение информации о государственных закупках на русском языке (официальный язык ЕАЭС). В ближайшее время также планируется завершить работу по переводу на русский язык интерфейса системы электронных закупок ARMEPS и пособия для участников закупок.
Если более подробно говорить о России, то следует обратиться к результатам исследования масштабное исследование состояния делового климата в России, которое ежегодно проводит РСПП на основе опроса представителей бизнеса. Согласно результатам опроса 2016 года, предпринимательской (в том числе - инвестиционной деятельности) в России мешают три ключевые проблемы: снижение спроса, недостаток квалифицированных кадров и рост цен; при этом для бизнеса они в равной степени значимы.
По мнению РСПП, росту инвестиционной активности и увеличению количества совместных двусторонних и многосторонних проектов внутри ЕАЭС будет способствовать стимулирование кооперационных связей между предприятиями и организациями.
Так, рекомендации «О развитии сотрудничества государств-членов Евразийского экономического союза в сфере производства продукции черной металлургии» определяют конкретные меры, направленные на углубление отраслевой и межотраслевой межгосударственной кооперации, развитие научно-технического сотрудничества в сфере производства инновационной продукции, переориентацию изготовителей с производства металлопродукции массового производства на производство продукции высоких переделов.
В январе 2017 года Совет ЕЭК утвердил «Положение о проведении мониторинга рынка промышленной продукции ЕАЭС». Проведение мониторинга направлено на оценку и анализ объемов производства промышленной продукции в целом и по видам продукции, объемов и направлений внешней и взаимной торговли промышленной продукцией, а также кооперационных поставок.
На основе мониторинга будут формироваться предложения по использованию государствами ЕАЭС потенциала рынка, видов продукции и товаров, которые производятся или могут производиться в одном государстве Союза, а быть востребованы в других государствах, в том числе для замещения поставок из третьих стран.
Важный аспект интеграции – единый финансовый рынок. Основные цели и задачи на пути к общему рынку финансовых услуг – это гармонизация национальных законодательств в финансовой сфере, далее - создание нормативной основы и разработка единых технологий и процедур надзора регулирующих органов за деятельностью участников финансового рынка, взаимное признание лицензий. После гармонизации законодательства станет возможным создание наднационального органа по регулированию финансового рынка (к 2025 году).
В условиях функционирования единой таможенной территории в рамках ЕАЭС согласование курсовой политики имеет большое значение для обеспечения конкурентоспособности товаров, работ и услуг на общем рынке.
В 2016 году РСПП провёл опрос представителей бизнеса о проблемах использования национальных валют во взаимных расчётах на пространстве ЕАЭС. Его результаты были рассмотрены на заседании Интеграционного совета 20 февраля 2017 года совместно с ЕЭК и Межгосударственным банком. Согласно данным опроса, наблюдается увеличение интереса участников рынка к использованию национальных валют и относительно высокий объём расчётов в них при взаимной торговле, а также в общем объёме трансграничных денежных переводов. Основными препятствиями в использовании национальных валют респонденты назвали недостаточное развитие рынка платёжных услуг, различие в валютном регулировании, невыгодные курсы конвертации и высокую волатильность курсов национальных валют.
Из числа мер, которые должны способствовать развитию операций с национальными валютами, на первом месте отмечено развитие платёжных инструментов в национальных валютах, затем либерализация валютного регулирования и взаимодействие финансовых регуляторов государств Союза.
Российский бизнес считает исключительно важным вопрос о формировании единого розничного платёжного пространства в Евразийском экономическом союзе. Этот вопрос был рассмотрен на заседании Президиума Делового совета Евразийского экономического союза в мае 2016 года в Астане.
Экономики стран ЕАЭС существенно различаются по основным показателям. Например, доля наличности в структуре денежной массы (отношение агрегатов М0/М2) колеблется от 14,4% до 47,3%. Наибольшая доля наличных денег в обращении вне банковской системы в Армении (47,3%), Киргизии (37,1%) и России (20,2%).
Страны-участницы ЕАЭС остаются основным направлением отправки денежных переводов из России. За 2015 год сумма переводов составила $2 226 млн.: Армения - 31%, Беларусь – 6%, Казахстан – 14%, Киргизия – 49%. Обратные транзакции (поступления в Россию из стран ЕАЭС в пользу физических лиц) составили чуть больше половины от этой суммы - $1 344 млн.
Важнейшей перспективой развития платежных систем союзных государств является расширение национальных розничных платежных пространств до масштабов ЕАЭС, создание инфраструктуры общего платежного пространства. Она должна позволить осуществлять платежи с учетом совместимости национальных карточных систем, в том числе российской национальной системы платежных карт (НСПК) – карта «Мир» и ныне функционирующих систем БЕЛКАРТ (Беларусь) и Armenian Card (Армения).
P.S. Колонка подготовлена по итогам выступления автора на Российском инвестиционном форуме Сочи 2017
обсуждение