При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В декабре 2018 года в Евразийском экономическом союзе принята Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, которая направлена на расширение существующих договоренностей.
Приоритетной задачей Декларацией определяется «обеспечение максимальной эффективности рынка»: от полного устранения внутренних барьеров, формирования общего рынка услуг и финансового рынка до стимулирования локализации производств и производственной кооперации.
Новые задачи развития ЕАЭС, поставленные в Декларации:
- включение в орбиту интеграции гуманитарных сфер, имеющих экономический потенциал (образование, здравоохранение, туризм, спорт);
- внедрение проектного подхода (инфраструктурные проекты, проекты, способные стать символами интеграции, кооперационные проекты в промышленности и АПК);
- взаимодействие национальных платёжных систем и расширение использования валют в расчётах;
- широкий доступ населения и бизнеса к информации о ЕАЭС через СМИ;
- использование потенциала ведущих IT-парков для формирования цифровых инфраструктур и экосистем, скоординированная цифровая политика;
- единый рынок услуг в большом количестве секторов и защита прав потребителей услуг;
- новые сферы сотрудничества: зелёные технологии, энергосбережение, возобновляемые источники энергии, биоинженерия и нанотехнологии.
В январе 2019 года Советом Евразийской экономической комиссии принято решение о начале работы по перспективным интеграционным проектам ЕАЭС, предложенным российской стороной:
- «Развитие системы денежных переводов между гражданами и организациями в ЕАЭС»;
- «Сеть оптово-распределительных центров продовольственной и иной продукции стран ЕАЭС»;
- «Создание интернет платформы ЕАЭС (EiСоюз)»;
- «Создание цифровой платформы для малого и среднего бизнеса ЕАЭС – «Делаем бизнес вместе».
В частности, по проекту денежных переводов ставится цель создать единую, удобную систему денежных переводов на банковские счета в рамках ЕАЭС в режиме реального времени. Намечены два этапа проведения работ:
1 этап, 2019 год – а) подключение Платёжной системы к РКЦ стран ЕАЭС с возможностью переводов на счета всех банков, в том числе - в национальных валютах (по аналогии с межбанковскими расчётами внутри страны); б) создание единых правил для расчётов и обмена валют;
2 этап, 2020-2022 годы – а) создание единого идентификатора банковских счетов для переводов в пользу всех банков ЕАЭС; б) зачисление средств на счета клиентов в режиме реального времени за счёт внедрения механизмов информационного обмена, единых правил расчётов, обеспечения банками технологического функционала.
Плюсы новой системы:
- понятный алгоритм платежа для клиента + скорость + низкая стоимость + точная сумма зачисления в местной валюте;
- независимость от международных платёжных систем;
- рост экономического взаимодействия между странами ЕАЭС.
Платежная система, является одним из ключевых инфраструктурных элементов национальной экономики, играет важную роль в реализации функций денег, обеспечивает интеграцию различных отраслей, участвует в формировании совокупного спроса на товары и услуги, обеспечивает реализацию денежно-кредитной политики и является фактором экономического развития страны.
Но помимо положительных итогов 2018 года, касающихся формирования платежного рынка ЕАЭС, следует отметить и ряд факторов, которые негативно отразились на статистических показателях в целом. К примеру, если динамика развития платежной системы внутри России положительна, то объем трансграничных переводов в прошлом году снизился. Причин для такой ситуации несколько. С одной стороны, негативное влияние оказало изменение курса рубля, с другой — ограничения, которые были введены для трудовых мигрантов. Подобные потери особенно сильно ощутили российские платежные системы. Они не получили дохода, на который объективно рассчитывали.
Продолжая разговор о формировании платежного рынка ЕАЭС, следует обратить внимание, что по данным центральных банков, наибольшая доля наличности в структуре денежной массы на 1 января 2018 года наблюдается в Таджикистане (79,3%), Киргизии (54,9%), Армении (28,8%), Узбекистане (26,5%) и России (22,4%). Стратегией развития национальной платежной системы России предусмотрен ряд мероприятий, направленных на рост количества безналичных платежей, совершаемых физическими лицами. И каждый год можно отметить продвижение вперед в рамках этой стратегии. Однако статистика говорит о том, что в движении к «безналичной экономике» или хотя бы к значительному сокращению наличных денег в обращении и увеличении безналичных платежей и России, и другим странам ЕАЭС работы предстоит еще достаточно.
Одной из основных проблем евразийской региональной интеграции, так же, как и европейской, являются существенные различия между странами региона по уровню экономического развития.
Создание единой расчетной единицы в ЕАЭС необходимо для облегчения взаимных расчетов в условиях угрозы санкций.
Главное отличие состоит в том, что использование денежной единицы ЕАЭС может быть ограничено исключительно операциями взаимозачетов между членами союза и не станет заменой внутренних национальных валют.
P.S. По итогам выступления автора на Международном финансово-банковском форуме государств – участников СНГ (28 марта 2019 года, Ташкент).
обсуждение