При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Несмотря на санкции и проблемы, европейские инвесторы не уходят с российского рынка.
Текущее состояние экономики России характеризуется как стабильное. Формальные показатели, какие как рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, добычи нефти и экспорта демонстрируют позитивную динамику. Риски по долговым обязательствам минимальные. Общий объем золото-валютных резервов покрывает риски по российским долгам (20,4% ВВП).
Власти предпринимают усилия, связанные с уходом от долларовой зависимости. Вложения в трежерис по итогам 2018 года упали до $14,9 млрд. В начале года этот показатель составил примерно $100 млрд. Доля доллара в структуре ЗВР падает. В прошлом году ЦБ РФ приобрел рекордное количество золота – 92,2 тонны, выйдя на первое место в мире по объемам закупок желтого металла. Доля золота в международных резервах достигла 18 %, золотой запас превысил две тысячи тонн.
Российский банковский сектор в 2018 году показал умеренно позитивный результат по динамике активов, кредитов, депозитов.
Объемы выданных банками жилищных кредитов достигли рекордных 2,3 трлн. рублей (на 36,7% выше, чем в 2017 году). Прибыль банков в прошлом году оказалась очень высокой, свидетельствуя, что банковский сектор во многом «переварил» проблемы прошлых лет. Прибыль составила свыше 1,3 трлн. рублей.
В настоящее время фокус внимания регулятора и банковского сообщества сделан на четырех основных направлениях развития финансового рынка: формировании доверительной среды; развитии конкуренции; поддержании финансовой стабильности и обеспечении доступности финансовых услуг и капитала.
Инвестиционная среда пока не соответствует масштабу задач, стоящих перед экономикой страны. Бизнес, готовый войти в государственные инвестиционные проекты, не имеет гарантий стабильности фискальных условий. С лета 2018 года правительство России и РСПП ведут совместную работу по отбору приоритетных инвестиционных проектов.
Но пока нет определенности у бизнеса по поводу его вхождения в эти проекты. Рассматриваются различные версии закона о развитии инвестиционной деятельности, при этом на первом месте стоит пункт о стабилизационной оговорке, а также создании инструментов поддержки и защиты инвестиций. Внешние условия затрудняют развитие сотрудничества с европейским бизнесом.
Вместе с тем, несмотря на серьезные трудности, которые, по всей видимости, будут носить устойчивый долговременный характер, что нельзя не учитывать, сотрудничество между российским и европейским бизнесом продолжается.
Да, политические издержки сотрудничества очень высоки, но европейский бизнес нацелен на развитие взаимодействия, поскольку считает выгодным работу на российском рынке и выступает против ограничений в отношении России. РСПП ведет активное взаимодействие с европейскими партнерами по линии деловых ассоциаций. Важным направлением сотрудничества в условиях серьезных политических ограничений является выстраивание взаимодействия между европейским и российским бизнесом по линии деловых объединений, таких как Ассоциация Европейского Бизнеса, Восточный комитет Германской экономики, Российско-Германская внешнеторговая палата и других.
По наиболее волнующим европейский бизнес вопросам, таким как санкции в отношении России, европейские партнеры регулярно публикуют официальные позиции, осуждающие соответствующую политику властей и призывающие их отменить. К примеру, соответствующие документы в этом году обнародовали Ассоциация европейского бизнеса и Восточный комитет Германской экономики.
РСПП, со своей стороны, поддерживает активную позицию европейских деловых ассоциаций по противодействию нелигитимным ограничениям в отношении нашей страны. Санкции причиняют ущерб и России и ЕС. По оценкам Еврокомиссии потери ЕС от введения санкций и российских контрсанкций только в 2014-2015 годах достигли 90 млрд. евро. В ООН приводят цифру в 100 млрд. евро в 2014-2016 годах.
Однако, несмотря на неблагоприятные политические условия, инвестиции в российскую экономику за последние три года растут со стороны европейских партнеров. Многие из них активно пользуются российскими инструментами поддержки, такими как, специальными инвестиционными контрактами (СПИК), свободные экономические зоны (ОЭЗ). Российские производства используются и для экспортных поставок. Одна из целей наращивания инвестиций в Россию многих европейских компаний – использование возможностей для налаживания экспортных поставок своей продукции, произведенной в нашей стране, на внешние рынки. Европейские компании в числе приоритетных рынков в рамках такой модели называют, как правило, страны ЕАЭС. Хотя в ряде случаев товары, произведенные в России, поставляются в Европу и Азию.
По данным ЦБ РФ, по состоянию на конец первого квартала 2018 года накопленные ПИИ из стран ЕС в экономику России по принципу направленности составили $311,6 млрд., демонстрируя положительную динамику в течение трех последних лет (2016-2018 годы). При этом доля инвестиций ЕС в объем зарубежных ПИИ практически не опускалась ниже 67%.
В десятку крупнейших европейских инвесторов вошли Кипр, Нидерланды, Китай, Британия, Люксембург, Германия, Франция, Ирландия, Австрия, Швеция, Италия. На их долю пришлось почти 97% всех европейских инвестиций в Россию.
Из наиболее привлекательных направлений инвестиций можно отметить обрабатывающие производства, оптовую и розничную торговлю, а также финансовую и страховую деятельность.
В заключении, хотел бы отметить следующее. Санкции оказывают серьезное негативное воздействие на привлечение новых инвестиций (investment promotion). Но тот факт, что многие «старые» европейские участники рынка, несмотря на международную напряженность, создают новые производства в нашей стране, пользуются предоставляемыми возможностями и не уходят с рынка, говорит о том, что политика по стимулированию инвестиционной деятельности (investment facilitation) и сохранению инвестиций в производственном секторе (investment retention) работает.
P.S. По итогам выступления автора на конференции «Венский процесс 2019: Диалог России и ЕС через каналы бизнеса и гражданского общества», 4-5 февраля 2019 года, Вена
обсуждение