При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банки выдвигают идеи, как клиентам ещё больше упростить задачу открытия собственного счета в банке. Участники финансового рынка просят Центробанк провести эксперимент по использованию видеозвонков для удаленного открытия счетов новым клиентам.
Идея понятна – банки планируют привлечь как можно больше дополнительных клиентов. Очевидно, что идея сработает – а многочисленные клиенты, с удовольствием начнут дистанционно открывать банковские счёта с «ограниченным кругом операций» (с наличными операциями до 15 тыс. руб. и безналичными переводами до 100 тыс. руб.).
Одно настораживает и об этом в предложении ни слова – именно вокруг небольших сумм и «вертятся» сегодня все хищения социальных инженеров, ворующих деньги у массовых клиентов. Много раз мы про это слышали – у кого-то пенсия пропала, кого-то аванс по зарплате уговорили отдать. Уверен, что социальные инженеры и на вновь поступающих «видео-клиентах» тоже поживятся.
Что печально при этом – защиты от хищений нет и пока не предвидится. Статья 9 федерального закона «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ в отношении социальных инженеров и возврата похищенных средств, увы, не работает – это узнали все многочисленные пострадавшие – денег, как того требует статья, никто не вернул и даже не собирался. Прошлым летом шли разговоры о том, что ЦБ обяжет банки возвращать клиентам хотя бы среднюю сумму хищения с карточных счетов по стране (точная сумма не называлась) в безусловном порядке (если деньги были похищены у клиентов с помощью уговоров социальными инженерами). Пока разговоры ни во что не вылились, а вместо этого сегодня нам предлагают еще один канал привлечения клиентов, который с большой вероятностью может дать весомый вклад в нынешние три миллиарда рублей, исчезающих ежеквартально в карманах злоумышленников.
Но, возможно, мы ошибаемся, а новый сервис действительно очень нужен клиентам. Однако, если захотелось получить новый, не вызывающий сомнений канал привлечения граждан, хорошо бы подстраховаться. Например, при открытии дистанционного счета «видео-клиентами» добавить для них прохождение обязательного курса ликбеза – по части финансовой грамотности. У нас в стране сегодня много работают ассоциаций по профилю финграмоты и все они, без сомнения, с удовольствием занялись бы проверкой вновь поступающих в банки клиентов. Экзамен для клиентов тоже можно провести онлайн – в духе самой процедуры дистанционного открытия счета. И провести экзамен не бесплатно, а за небольшую сумму, взимаемую с клиента. Почему нет? По крайней мере, кто-то из клиентов передумает, а кто-то – подготовится и весомо снизит вероятности хищений средств со своего счета, что также неплохо.
обсуждение