При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В последнее время в массовых СМИ все чаще стали появляться сообщения о хищениях из банковских сейфовых ячеек. Официальной статистики краж от ЦБ не ведётся, поэтому, сколько, когда и что украдено мы не знаем. Но если набрать в строке поиска «банковская ячейка», то наряду с перечнем услуг банков и договоров на обслуживание ячеек, немедленно всплывёт множество публикаций о пропаже ценностей из ячеек, причем сообщений второго рода будет даже не меньше.
Что характерно, ценности из ячеек воруют и в небольших банках, и в банках первой величины, гордящихся своей надежностью.
Говорить о массовых хищениях из ячеек, наверное, ещё рано, но если не предпринимать никаких мер, то завтра, возможно, такая угроза станет реальной.
Детские вопросы
Почему происходят хищения? Как злоумышленникам удаётся на глазах службы охраны вынести значительные суммы, измеряемые сотнями тысяч долларов и миллионами рублей из сейфовых залов и оставаться безнаказанными? Почему большая часть таких хищений остаются нераскрытыми и часто вообще не фиксируется как преступления органами МВД?
На все эти вопросы есть простые и очевидные ответы. Дело в том, что договор сейфинга банка с клиентом , по своей сути, это договор аренды, а поэтому банк отвечает только за доступ к сейфу неуполномоченных лиц, банк не несет ответственности за сохранность содержимого сейфа.
Замок не сломан? Взлома не было? Значит, не было и преступления. А что именно в ячейке находилось - знает только клиент. Такова типичная позиция правоохранительных органов и банкиров при краже.
Конечно, о том, что было в ячейке, знает не только клиент, знает, по крайней мере, сотрудник банка, сопровождавший клиента в сейфовый зал из кассы банка, в которой злополучный клиент получал наличные средства. Дело в том, что чаще всего клиент при закладке суммы в ячейку получает наличность именно в том банке, в котором он открыл договор на обслуживание сейфовой ячейки.
Кадры решают все
От личности сотрудника банка, который подвёл клиента к ячейке, ещё и многое другое зависит. Например, у этого сотрудника в руках некоторое время находятся ключи от сейфовой ячейки клиента, которые он по инструкции должен клиенту передать. Сделает ли он копию ключей? Такая возможность у него есть, тем более, что ключи от ячеек, чаще всего, не сложнее ключей от почтового ящика.
Сам сотрудник, конечно, воровать не будет. Но с копией ключей в сейфовый зал может зайти сообщник, у которого в этом же сейфовом помещении может находиться своя официально арендованная ячейка. Средства клиента будут переложены сообщником из одной ячейки в другую и потом чуть позже извлечены и вынесены как собственные. Камеры в сейфовых помещениях, как правило, не установлены. А если и установлены, то не позволяют зафиксировать доступ к конкретным ячейкам (из соображений конфиденциальности). Чаще всего камеры в сейфовых залах стоят на входе или даже в смежном помещении, где клиент выполняет действия с ценностями, изъятыми из ячейки.
Как противостоять злоумышленникам
Жизнь ворам затруднили бы обычные цифровые кодовые замки, дополнительно установленные в ячейках, с кодами доступа известными только клиенту. Простые аналоги таких замков можно встретить в отелях. Сегодня даже простейших кодовых замков на ячейках банков вы не обнаружите. Можно дать возможность клиенту прийти и со своим замком – будет не очень красиво, зато надёжно. Камеры видеонаблюдения в сейфовых помещениях установить лучше так, чтобы фиксировался доступ ко всем ячейкам. Банк-арендодатель должен обязательно вести и электронный лог вскрытия ячеек, который потом можно сопоставить с журналом доступа. Возможны и другие технологические решения, затрудняющие незаметное вскрытие ячеек, в том числе, сотрудниками банка. Помогла бы даже привычная СМС-ка, которая автоматически направлялась бы владельцу ячейки при ее вскрытии.
Храните деньги в сберегательной кассе
Такое ощущение, что защитить клиентов и остановить хищения никому не хочется. Возможно, это даже какая-то скрытая политика, направленная на то, чтобы клиенты не хранили неучтенных наличных сумм, а все нажитое непосильным трудом размещали исключительно на банковских счётах для лучшего контроля по линии ПОДФТ.
Ожидать, что банки внезапно по своей инициативе займутся проблемой сейфинга, не приходится - ответственности нет, зачем тратить деньги на меры по защите чужих ценностей?
В этой ситуации единственный способ что-то изменить это регуляторное принуждение. Полномочий у нашего мегарегулятора более чем достаточно. Осталось ими воспользоваться и сделать так, чтобы публикаций о кражах из банковских сейфовых ячеек не стало. Это не так уж и сложно.
обсуждение