При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Малому и среднему бизнесу России финансовые ресурсы недоступны.
В статье Яна Арта «Каждой твари – по паре» автор приходит к выводу, что избыток ликвидности угрожает России новым финансовым кризисом. Давайте попробуем разобраться, так ли это.
Прежде всего, соглашусь с тем, что в России накапливается избыток ликвидности. Но этот избыток ликвидности «утекает» из страны. Внутри страны напротив банки начали активнее кредитовать. Если на 1 января 2017 года против 40,5 трлн рублей вкладов физических и юридических лиц в банковской системе было выдано 37,8 трлн рублей кредитов, то на 1 января 2018 года против 43,9 трлн рублей вкладов – 42,9 трлн рублей кредитов.
Но при этом за 2017 год федеральное правительство только в американские государственные ценные бумаги вложило около 1 трлн рублей. Ещё 1,8 трлн рублей вывел за год из страны частный сектор.
Второй аспект, на который нужно обратить внимание – это структура кредитного портфеля российской банковской системы. За год российские банки нарастили кредиты небанковским организациям на срок свыше 3 лет всего на 0,3 трлн рублей. Банки стремятся кредитовать жилищную ипотеку, а если и дают кредиты предпринимателям – то на краткосрочные нужды, до 30 дней: именно в этом сегменте наблюдается основной рост.
В 2014 году на Петербургском международном экономическом форуме Bain & Co. презентовала доклад, из которого можно было легко посчитать, как соотносятся средства коммерческих банков и инвестиционных фондов в разных странах. В США эта пропорция примерно 80:20, а в России – 98,5:1,5. Проще говоря, если в США можно привлечь на новый проект деньги в капитал у инвестиционного фонда, то в России рассчитывать приходится только на проектное финансирование. А оно фактически отменено. При этом за время после крымского кризиса объём средств в российских private equity фондах только сократился.
Почему это происходит? В России фактическая ставка НДФЛ для прибылей от банковских вкладов – 0%, а инвестиции обложены по эффективной ставке 30,4% (НДФЛ + налог на прибыль). Вкладывать деньги в инвестиционные фонды не выгодно. При этом существует огромное количество программ поддержки, при которых компаниям возмещают часть процентной ставки, но только по банковским кредитам. У инвестиционных фондов деньги в силу этого не выгодно брать.
Фондовый рынок доступен уже состоявшимся, крупным компаниям. Средние компании – те, кто является основным работодателем в стране, во всём мире берут деньги на развитие и рост именно в инвестиционных фондах. В России они остаются без средств для развития новых проектов в сложившейся ситуации.
Есть ли у таких компаний новые проекты? Да! Но деньги для их воплощения в жизнь для них недоступны. Дополнительным фактором для этого является рост концентрации банковского капитала в 7 крупнейших банках: за год их доля в банковской системе возросла с 75,9% до 80,2%. На начало 2014 года эта доля была всего 55%. В отношении даже среднего предпринимателя на этом фоне растёт формализм, дойти до тех уровней управления банка, на которых его готовы слушать и понимать, возможностей становится только меньше.
Что мы видим? Деньги в стране есть, они зарабатываются (правда, более 20% прироста капитала – прибыль самих банков, формируемая за счёт завышенных процентных ставок, изымающих у предприятий собственный оборотный капитал, который и компенсируется ростом краткосрочного кредитования). Но эти деньги концентрируются в крупных банках, где вкладываются преимущественно в кредитование краткосрочных, преимущественно торговых операций, либо выводятся за рубеж. При этом созданы институциональные меры как в сфере налогового регулирования, так и в сфере банковского надзора (запретительные нормы резервирования по кредитам, направленным на проектное финансирование, по кредитам, не обеспеченным высоколиквидными объектами недвижимости – причём, требования к залогам, как было заявлено Центробанком на этой неделе, будут только ужесточаться), чтобы деньги не поступали на развитие новых проектов.
Новые проекты не возникают, рабочие места не создаются, экономика в застое. Это действительно кризис – с Яном Артом в этом не поспоришь. Но кризис этот вызван не тем, что в стране образуются дополнительный капитал, который якобы «вкладывать некуда», а тем, что этот капитал не вкладывается в развитие страны.
С чем сравнить сложившуюся ситуацию? С удушением: воздух, т.е. деньги, есть, только дышать им не дают.
обсуждение