При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
К каким последствиям приведет цифровая образовательная среда?
Родители из 14 регионов страны, объявленных пилотной площадкой эксперимента по созданию и внедрению цифровой образовательной среды, в панике.
Не исключаю, что Алтайский край, Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Московская области, Пермский край, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области и Ямало-Ненецкий автономный округ в ближайшее время переживут резкий скачок оттока трудоспособного населения, имеющего детей школьного возраста.
Люди не понимают, что происходит. Но чувствуют – что не произойдет ничего хорошего.
Средства массовой информации сообщают: школы этих пилотных регионов получат в рамках нацпроекта «Образование» средства, которые будут потрачены на высокоскоростной интернет, компьютерное и программное оборудование, средства презентации и, конечно же, на разработку и создание обучающего контента.
Родители читают такие новости, и перед глазами у них встает жуткая последняя четверть учебного 2020 года, когда у тебя три школьника, муж на удаленке и всего один ноутбук на семью.
Два месяца люди как-то выдержали и чудом выжили, с облегчением встретили лето и в День защиты детей получили «путинские» 10 тыс. рублей, которых на второй ноутбук в семью, увы, не хватит. Даже с июльским продолжением финансирования.
И такие новости ненавязчиво намекают родителям, что эта последняя четверть учебного года пришла в их дом навсегда. То есть, пока дети не уйдут со школьного двора под звуки нестареющего вальса. Хотя, какой тут вальс, какой школьный двор? Выпускные вечера и «последние звонки» – уже в режиме онлайн и Министерство образования рекомендует продолжать эту «новую традицию».
Школа больше не будет камерой хранения, в которую работающему родителю можно сдать ребенка и с 8 до 14 часов ежедневно в будни о нем не беспокоиться?
Правительство первоначально выделяет 14 регионам 3 млрд. рублей, которых хватит на 1,7 тыс. школ, а за все время эксперимента планируется его профинансировать на 44 млрд. рублей за два года.
Что важнее – яйцо или курица?
Робот или человек?
Компьютер и интернет, это, безусловно, нужная вещь для школы. Но та же четвертая четверть показала, насколько важен кадровый вопрос и профессионализм современного учителя.
У меня двое школьников. Младший сын в первом классе, старшая дочь – в одиннадцатом. Понимаете всю степень моей веселухи в апреле-мае?
Главное, что я поняла за те два месяца – сколько государственных денег ни ввали, а все будет зависеть от искры в глазу каждого конкретного учителя.
У сына-первоклассника дистанционка прошла замечательно!
Дочь-выпускница фактически получила нервный срыв.
Учитель начальных классов наладила качественное дистанционное обучение за три рабочих дня. Я горя не знала. И даже так и не смогла признаться сыну, что 1 июня вообще-то начались летние каникулы. Поэтому с понедельника по пятницу он до сих пор радостно садится за уроки, а я не менее радостно имею ежедневно несколько часов тишины, пока он корпит.
Учителя выпускного класса не придумали ничего умнее, чем собрать общий чат, в котором просто сбрасывали задания безо всяких пояснений и периодически оскорбляли учащихся за их плохое выполнение. Несколько раз я себя буквально била по рукам и останавливала от того, чтобы наделать скриншотов и направить их в прокуратуру. Каюсь, слаба. Никуда не жаловалась, молчала в тряпочку. Дочь идет на медаль, а при таком раскладе медали было б не видать.
Но в обоих случаях с моими детьми было очевидно одно: современная школа не имеет единого образовательного контента, чтобы все школьники могли получить к нему равный доступ и, соответственно, иметь равные условия для получения среднего образования.
Печально, что в основном федеральные деньги будут потрачены на железо, в то время как львиную долю их стоило бы потратить на материальную стимуляцию людей, которые могут десять-двадцать лет подряд рассказывать про то, что Катерина – луч света в темном царстве и при этом ни разу не повториться в аргументации.
Я как родитель никогда не подпишу ни одной петиции против дистанционного или цифрового образования, если буду уверена, что создастся образовательный контент, соответствующий всем необходимым государственным стандартам и при этом вести такие уроки будут лучшие педагогические умы, гениальные учителя года, опытнейшие методисты со взором горящим.
И если такой звездный образовательный контент действительно будет доступен, в том числе, и ученикам той затерянной в сибирской тайге деревенской школы, куда ученики добираются также и из соседних деревень пешком за 10 километров, и где я сама училась в начальных классах, то я даже подпишу любую петицию «за».
Но почему меня терзают смутные сомнения? Почему гораздо реальней видится картина, что стареющие зануды менторским тоном будут бубнить снотворное, а школьные компьютеры по документам будут стоить на порядки дороже реальной рыночной цены?
Может быть, потому что два-три года, которые выделяются на эксперимент – это не те сроки, за которые можно сделать хоть сколько-нибудь реальные выводы?
Ведь взять те же Госуслуги. Больше десяти лет понадобилось, чтобы то, над чем обыватели первую пятилетку плевались, заработало настолько качественно, что даже прошло проверку пандемией, хоть и повалялось на боку поначалу. А уж денег-то сколько!
Итак, в замысле российскую школу ждет судьба Сбербанка.
Может, зря не верится в способности слонов к танцам?
Отформатируют, переформатируют, уволят Марью Иванну, сократят отделения… тьфу ты, размечталась-раскаркалась!
Но в измененной действительности – чем бредовее мысль, тем больше она похожа на правду.
обсуждение