При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
ЦБ РФ объявил о задумке создать новый фонд поддержки банковского сектора, специально для защиты банков на случай наступления форс-мажорных обстоятельств. Игроки рынка, впрочем, не совсем понимают, чем эта структура будет заниматься, как финансироваться и, вообще, зачем она нужна.
Идея регулятора – создать новый специальный механизм защиты для банков, если наступит форс-мажор. При этом, по мнению ЦБ, в данный момент экстренные меры не нужны, регулятор в своем документе «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях» обозначил это: «финансовый сектор способен самостоятельно восстановить финансовую устойчивость на среднесрочном горизонте», «системной докапитализации финансового сектора, в том числе банковского сектора, не требуется». Однако есть и всякие «но».
К примеру, «ситуация на финансовом рынке и в экономике может изменяться под влиянием внешних негативных факторов». И в этом случае, по задумке ЦБ, не исключено, что наряду с помощью собственников финансовых организаций потребуется системная поддержка финансового сектора, которая может быть оказана в различных формах в зависимости от масштаба проблем – как в виде прямой докапитализации через приобретение акций и (или) субординированных обязательств, так и в форме предоставления капитальных гарантий, дающих право на получение поддержки при ухудшении финансового положения организации. «Для этих целей Банк России может рассмотреть вопрос о целесообразности создания автономного фонда поддержки финансового/банковского сектора, формируемого за счет отчислений финансовых посредников (по аналогии с фондом страхования вкладов)», – сказано в документе. К слову, документ представлен для общественного обсуждения.
При этом, по замыслу ЦБ, поддержка будет предоставляться только в том случае, если потери финансовых организаций связаны с форс-мажорными обстоятельствами, а не являются следствием применявшихся ранее рисковых бизнес-моделей. Поддержка не должна покрывать убытки, возникшие вследствие неэффективной политики собственников отдельных финансовых организаций, тем самым ухудшая конкурентные позиции тех финансовых посредников, которые применяли более осмотрительный и взвешенный подход к управлению рисками», – подчеркнули в Центробанке. По всей видимости, планируется, при введении подобного механизма, проводить тщательную проверку деятельности банка, прежде чем его поддержать.
Однако ситуация сегодня стала такой, что макропрогнозы стало сложно делать, корпоративное управление и раскрытие информации ухудшилось, – это привело к тому, что сложно реально оценивать, попала ли компания в проблемную ситуацию форс-мажора или все же были какие-то «рисковые бизнес-модели». Кто будет судить, как оценивать риски и кто их будет на себя принимать? Не до конца понятно. При этом, каким образом это будет происходить и почему Фонд консолидации банковского сектора остался в стороне – не единственный вопрос у игроков рынка к этой благой идее регулятора.
Представители ЦБ давали также комментарии о том, что указанный фонд может формироваться «преимущественно за счет средств самих финансовых организаций», в том числе, финансовых посредников (по аналогии с фондом страхования вкладов). И это тоже вызывает вопросы. Из этого предложения следует, что фонд будет действовать в отношении организаций, так или иначе работающих с инвестициями, но не с депозитами (их страхует ССВ).
Предложение ЦБ о создании фонда поддержки финсектора для форс-мажоров за счет отчислений участников рынка, к примеру, не получило поддержки НАУФОР, о чем публично заявил президент НАУФОР Алексей Тимофеев. «Из доклада не очень ясно, какого рода форс-мажорные обстоятельства могут страховаться средствами этого фонда, тем не менее фонд, как предполагается, будет финансироваться участниками финансового рынка, – сказал он. – Неясность этой идеи и сомнение в том, что такого рода форс-мажорные обстоятельства могут существовать, заставляют нас скорее возражать против идеи создания такого фонда на финансовых рынках, чем такую идею поддерживать».
По словам гендиректора СПБ-биржи Романа Горюнова, в докладе ЦБ много слов посвящено тому, что финрынок должен более активно влиять на развитие экономики, предоставлять ресурсы для инвестиций, «везде написано, что надо защищать все возможные категории инвесторов от рисков. И НПФ надо защищать, и физиков надо защищать, и банки надо защищать, и всех надо защищать». А за чей счет это все защищать нужно? Ведь речь идет и о физлицах, и о профессиональных инвесторах, и об инвестиционных компаниях и банках.
В общем, пока инициатива создания нового фонда поддержки вызывает больше вопросов, чем ответов. То, что регулятор готовит финансовый сектор к форс-мажору и продумывает различные варианты помощи в сложных ситуациях, в условиях сегодняшнего кризиса, понятно. Однако нужно действительно определиться с правилами игры – кому нужен этот фонд, кто будет за эту поддержку платить и брать риски, как будет происходить идентификация «нуждающихся» и их дальнейший мониторинг. А там, возможно, и какой-нибудь из уже существующих фондов или институтов развития справится с этой задачей.
обсуждение