При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Почему с каждой новой банковской санацией появляются все новые претенденты на оздоровление и отзыв лицензий.
Недавно появилось сообщение, что Промсвязьбанк может засекретить сведения о своём руководстве, чтобы оградить его от международных санкций. Напомню, что в настоящий момент кредитные организации обязаны раскрывать на своем сайте информацию о квалификации и опыте работы членов совета директоров, правления, главного бухгалтера и его заместителя, руководителей и бухгалтеров филиалов.
Однако в конце прошлого года в закон «О банках и банковской деятельности» были внесены изменения, которые наделяют правительство правом «определить случаи, при которых кредитные организации вправе не осуществлять раскрытие информации», подлежащей раскрытию в соответствии с этим законом.
Кроме того, Банк России также разработал ряд мер, направленных на засекречивание информации о попавших под санкции лицах и о сделках, связанных с гособоронзаказом. В частности, один из проектов постановления разрешает не раскрывать акционеров, включенных в санкционные списки.
Но случай с Промсвязьбанком – опорным банком для «оборонки» - это отдельная тема. В целом же можно констатировать, что банковская система страны адаптировалась к режиму санкций. Серьезные потери понес лишь бизнес дочерних иностранных банков, как следствие перетока клиентов в госбанки, снижения спроса на фондирование в иностранной валюте, ограничения операций со стороны материнских структур и дедолларизации экономики.
Что касается возврата капиталов, о котором в начале года рапортовали игроки рынка (прежде всего, управляющие компании) то, действительно, объявленная в России амнистия, наряду с очередными западными черными списками, угрозами экспроприации активов и ужесточения процедуры проверки со стороны западных банков способствовали существенному притоку иностранного капитала в конце прошлого-начале этого года. Но обольщаться пока рано.
Действующим властям дальше предложить особо нечего. Вести бизнес в России крайне трудно – высокие риски, налоговая и надзорная нагрузка, коррупция, «басманное правосудие», рейдерство, беспокойство за жизнь своих близких, санкции, дороговизна кредитов и так далее. Можно констатировать, что способ возврата придумали, а выстроенной системы защиты инвесторов и их капитала как не было, так и нет!
Не секрет, что у бизнеса существует высокий уровень недоверия к государству. Там не исключают, что капитал, амнистированный сегодня, уже завтра может снова оказаться под конфискацией.
В этой связи, в среде крупных предпринимателей за границей, также присутствует диаметрально противоположный процесс – смена юрисдикций, передача собственности в доверительное управление или продажа активов иностранным партнёрам. Одной амнистии катастрофически мало, чтобы запустить масштабный процесс репатриации капитала.
Поэтому если коллективный Запад не перейдет к системной экспроприации активов российских бизнесменов или политиков, ограничась показательными акциями, скорее всего мы будем наблюдать пиковые значения притока капитала только в периоды новых обострений внешнеполитических конфликтов.
Возвращаясь непосредственно к банковскому сектору, должен заметить, что текущая ситуация на рынке определяется, прежде всего, не санкционными войнами, но действиями регулятора. Некоторые эксперты уже поспешили заявить о наметившейся стабилизации после целого ряда громких санаций и масштабной «чистки» рынка.
На мой взгляд, прежде чем делать такие выводы необходимо в совокупности оценить плюсы и минусы нынешней денежно-кредитной (ДКП) и надзорной политики Банка России. К положительным её результатам, помимо очевидного и видимого снижения инфляции можно отнести сокращение размеров оттока капитала и снижение объемов обналичивания. Негативные моменты также у всех на виду – о проблеме огосударствления банковского сектора сегодня не говорит только ленивый. Но, кроме того, отсутствие полноценной рыночной конкуренции, растущая регуляторная нагрузка, высвобождаемые (так нейтрально это звучит в официальных отчетах) десятки тысяч рабочих мест из-за отзыва лицензий, постоянные проблемы с наполнением фонда страхования вкладов, наконец, потенциальные потери бюджета из-за сокращающихся налоговых поступлений.
Дополнительно хотел бы подчеркнуть, что проводимая регулятором ДКП уже привела к серьезной потере маржи и снижению рентабельности в банковском секторе. Это связано с тем, что вслед за снижением ключевой ставки происходит планомерное уменьшение ставок по кредитам. При этом банки вынуждены платить проценты по депозитам прошлых периодов, привлеченных по более высоким ставкам. Наступивший период рекордно низкой инфляции также этому способствует. При низкой инфляции у банков значительно сокращаются возможности покрывать свои убытки доходами.
Да и сам регулятор отчитался о рекордных убытках (впервые с 1998 года) в 435,3 млрд рублей. ЦБ объяснил это как раз снижением ставок, из-за чего сократились его процентные доходы и, разумеется, расходами на санации.
Наконец, на фоне очередного усиления санкционного давления со стороны США и посыла нашего президента о том, что нужно отвязывать экономику от доллара, ЦБ не только не спешит диверсифицировать резервы и переходить в альтернативные валюты и золото, а напротив, продолжает наращивать долларовую составляющую (что хорошо заметно по текущему состоянию золото-валютных резервов), неся при этом очередные убытки, не говоря уже о том, что это оказывает серьезное давление на рубль, который при такой высокой цене на нефть давно должен был быть значительно ниже 60 рублей за доллар.
обсуждение