При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Менее чем за год количество должников, которым запрещен выезд за границу, подскочило почти вдвое, а уровень долговой нагрузки россиян достиг новых рекордов. Пока ситуация находится под контролем, но что будет дальше?
На днях Банк России опубликовал «Обзор финансовой стабильности» за последние два квартала, где указал, что уровень долговой нагрузки в стране достиг новых рекордов. Данный показатель отражает какую долю доходов наши граждане отправляют на погашение взятых финансовых обязательств. Так вот, к 1 апреля 2021 года он приблизился к 12%, а год назад был на уровне 10,9%. Другими словами, всего один процентный пункт разницы, однако надо понимать, что это показатель «средней температуре по больнице»: у кого-то долгов не стало больше, но у других – они выросли кратно.
Последних, по данным судебных приставов, «накопилось» за последние месяцы 3 млн человек. Именно столько граждан стали невыездными по решению судов за последние 10 месяцев. Речь идёт о должниках, у которых просрочка составляет более 90 дней, а сумма задолженности составляет более 30 тысяч рублей.
То есть, получается, что на просрочку они стали выходить в начале прошлого лета, столкнувшись с падением доходов. Причина прозаична – в увольнениях или в сокращении в доходах на фоне острой фазы пандемии прошлого года и вынужденных локдаунов. Теперь общее количество невыездных российских граждан достигло 7 млн. Коллекторы из Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) подтвердили данные цифры, отметив, что резкий скачок произошёл в период с июля по ноябрь 2020 года.
По данным экспертов, большинство невыездных – это должники банкам. Более того, как правило, почти каждый невыездной имеет потребительский заём ещё и в микрофинансовой организации (МФО). Коллекторы оценивают число таких заемщиков в 90-95% из 7 млн.
При этом общее число наших граждан, у которых есть непогашенные обязательства, приближается к 20 млн, хотя ещё год назад их было 16,8 млн. В это число входят те, кто, помимо банковских кредитов, имеет задолженности по услугам ЖКХ, алиментам и так далее. Средний размер задолженности здесь составляет 85 тысяч рублей.
Ситуация ненормальна ещё и тем, что в прошлом году был введен ряд послаблений для должников. К примеру, приставы ввели временный мораторий на посещение должников и перестали арестовывать имущество, а заемщики получили дополнительное право на законодательные «кредитные каникулы» или банковские программы реструктуризации. Кроме того, в прошлом году ЦБ потребовал от банков более тщательно рассматривать заявки на кредиты и ужесточить риск-менеджмент. Это привело к необходимому результату – темпы необеспеченного кредитования значительно замедлились.
Однако с началом этого года потребительское кредитование вновь оживилось – на фоне оживления всей экономики. Это подтверждают и в самом ЦБ: рост задолженности по потребительским кредитам в первом квартале 2021 года соответствовал темпу роста более 15% в годовом выражении. А в апреле случился новый рекорд, причём за всю историю рынка. За один только месяц банки выдали потребительских кредитов на сумму свыше 1,3 трлн рублей.
Во-многом эти рекорды связаны с желанием людей, доходы которых снизились, поддерживать прежний уровень жизни за счёт кредитов. Однако такое потребительское поведение в большинстве случаев приводит к одному и тому же: к просрочкам, а потом и к банкротствам. Впрочем, это уже статистика, а не прогнозы. Так, по итогам первых трёх месяцев этого года банкротами признано более 40 тысяч наших граждан, прирост по сравнению с началом прошлого года составил 81,5%.
Как дальше будет развиваться ситуация? В ближайшие месяцы – судя по прогнозам самого регулятора – у банков будет наблюдаться рост просрочки по проблемным кредитам. А новые рекорды потребительского кредитования неизбежно приведут к увеличению числа «плохих» должников. В ЦБ, правда, рассчитывают, что часть таких кредитов коммерческие банки будут реструктуризировать.
Более того, регулятор предупредил о возврате с 1 июля этого года к «допандемийным» макропруденциальным надбавкам по потребительским кредитам, что снизит аппетит банков к риску и притормозит объемы новых выдач таких кредитов. При этом в ЦБ признают, что подобные надбавки практически не влияют на темпы прироста кредитного портфеля в крупных банках, с хорошим запасом капитала. Поэтому регулятор дополнительно пытается получить возможность устанавливать прямые количественные ограничения на выдачу необеспеченных потребительских кредитов. Соответствующий закон сейчас находится в Госдуме.
С одной стороны, это то самое «ручное регулирование» рынка, против которого высказывается большинство «рыночников». С другой – рост числа должников – серьезная социальная проблема, вызов, который требует быстрого и жёсткого реагирования со стороны регулятора.
обсуждение