При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российские власти последовательно ищут возможности проводить платежи по своим внешним обязательствам в условиях жесточайших санкций, а власти США – последовательно же препятствуют этому. Так может стоит прекратить эти безнадёжные усилия?
Когда в марте 2022 года наши зарубежные партнёры решились на заморозку половины золотовалютных резервов Банка России и на другие беспрецедентные санкции, остро встал вопрос о дальнейших принципах международных финансовых отношений. Российские инвесторы столкнулись с заморозкой своих зарубежных брокерских счетов, ЦБ, в свою очередь, зеркально ограничил операции иностранных инвесторов с отечественными активами. В течение следующих нескольких недель мировые рынки столкнулись с дефицитом ликвидности и стало понятно, что из тупика нужно срочно искать выход.
Изначально США дали понять, что не против, если российское правительство продолжит обслуживать евробонды. Антон Силуанов, министр финансов, рассказывал, что выплаты сначала шли из замороженных средств, потом за счёт валютных поступлений, потом – за счёт рублёвых… Наконец, 24 мая 2022 года США отказались продлевать лицензию, посредством которой проводятся расчёты по долгам.
Другими словами, США последовательно мешают своим частным и институциональным инвесторам получать законно причитающиеся купоны по российским евробондам. Происходит это примерно так: «– Пожалуйста, возьмите деньги! – Нет, спасибо, не возьмём! – А может быть…? – Нет, и не уговаривайте».
Безумие? С одной стороны, да, но только с первого взгляда. Дело в том, что санкции (пока?) не оказывают того влияния, на которое они были рассчитаны «на входе» и нужны более действенные меры. Нужно добиться легальных оснований, чтобы кредиторы могли объявить дефолт хотя бы по одному выпуску, чтобы сработал эффект домино и в дефолте оказались все без исключения внешние обязательства России. После последуют суды и столь необходимый нашим партнёрам арест зарубежных активов. Половина ЗВР – это лишь небольшая часть из них. Кроме того, приставы после постановлений судов получат право арестовывать не только недвижимость, но и все бизнесы, в которых государство участвует даже на правах учредителя.
Перед приставами и арбитражными управляющими открываются поистине широкие и творческие перспективы. Какой бизнес и какой актив арестовывать – выбирай на вкус. Как и цену, по которой данный актив пойдёт на торги арестованным имуществом.
Ситуация уникальна ещё и тем, что российское правительство ищет возможности платить по долгам в условиях, когда объём внешних заимствований у нас один из самых низких в мире. По итогам 2021 года внешний госдолг составил 18,1% ВВП. Для сравнения, госдолг США – 137%, Японии – 270%. Другими словами, нам не холодно и не жарко по поводу состояния наших внешних финансов – влияние этого института на нашу экономику весьма и весьма ограничено. О чём, кстати, Антон Силуанов и упомянул. Но при этом министр пообещал, что «мы всеми способами будем подтверждать роль надежного заемщика». Одним из решений рассматривается выпуск так называемых «замещающих облигаций» – чтобы прежние обязательства переходили в новые, но были формально неподсанкционными.
Вопрос только, а стоит ли игра свеч? Если на всякую новую инновацию будет находиться новый, инновационный же запрет. Ведь совершенно очевидно, что ответ на вопрос о платёжеспособности РФ теперь лежит не в экономической плоскости: долг небольшой, профицит бюджета регулярный, а, значит финансовая система здоровая. Теперь вопрос дефолта решают, к сожалению, политики. Ведь если власти Штатов не захотят получать купоны, то будут упорно искать такие возможности. А кто ищет, тот всегда найдет.
Также очевидно, что санкции – это всерьёз и надолго. Начиная с 2014 года, внешние ограничения, накладываемые на нашу страну, только множатся – ни разу не отменялся ни один пакет, а исключения были сделаны только по критичным для США экспортным позициям. Вроде топлива, удобрений, возможно, пшеницы. Цель санкций заключается в том, чтобы кардинально изменить политику Кремля, но, если в течение этого процесса можно будет прибрать к рукам ещё и активы, то никто отказываться не будет.
Так почему же Россия продолжает искать способы, чтобы исполнить обязательства? Есть только один ответ. Обратите внимание, что Dagong Global Credit Rating, государственное кредитное рейтинговое агентство Китая, наш суверенный рейтинг не изменило. В отличие от Большой тройки международных агентств, которые за эти два месяца обгоняли друг друга в том, кто опустит рейтинг ниже. Наш рейтинг у китайцев, к слову, выше, чем у Японии и Израиля, находится на уровне Франции. И, если Россия объявит-таки дефолт, то испортит настоящие и будущие экономические взаимоотношения с азиатскими партнёрами. А вот этого допустить однозначно нельзя. Кстати, хорошо знают о положении вещей и международные инвестбанки – Goldman Sachs, JP Morgan, которые сегодня активно скупают корпоративные обязательства Газпрома, металлургов и других флагманов российского бизнеса. Политика политикой, а бизнес всегда найдёт способы найти взаимоприемлемые варианты сотрудничества.
обсуждение