При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Отзывы лицензий, потрясшие форекс-рынок в конце прошлого года, в очередной раз подтвердили курс регулятора на укрупнение поднадзорных ему участников финансового рынка в целом.
В конце прошлого года Банк России испортил предпраздничное настроение очень многим людям, так или иначе связанным с российским рынком форекс. Лицензий разом лишились больше половины официально работавших компаний: пять из девяти. Регулятор отозвал лицензии у форекс-дилеров «Альпари Форекс», «Телетрейд Групп», «Форекс Клуб», «Фикс Трейд» и «Трастфорекс». Отмечу, что все пять компаний обладали российскими лицензиями на протяжении последних полутора-двух лет. К 1 февраля они должны были отчитаться перед регулятором о прекращении работы на рынке и возврате клиентам их депозитов, что и было сделано.
Официальной причиной для столь радикальных мер воздействия на рынок стали «неоднократные в течение одного года нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах». В частности, регулятор предъявил претензии по неисполнению (ненадлежащему исполнению) предписаний ЦБ, нарушении требований ведения внутреннего учета, представлении в Банк России недостоверной отчетности, нарушении требований к соотношению размера обеспечения, предоставляемого физическими лицами форекс-дилеру, нарушении порядка и срока раскрытия информации на сайте форекс-дилера в сети Интернет, нарушении лицензионных требований и ненадлежащие организация системы управления рисками.
Весьма впечатляющий букет нарушений, хотя сами форекс-дилеры, оставшиеся без лицензий, утверждали, что не получали от регулятора никаких официальных замечаний. По крайней мере, «серьезных замечаний». А «Фикс Трейд» так и вовсе подал исковое заявление в суд, оспаривая решение регулятора. Впрочем, в самом ЦБ довольно быстро прояснили ситуацию. По словам директора департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ Валерия Ляха, российские «дочки» использовались зарубежными форекс-компаниями для привлечения россиян (и их денег) в иностранные юрисдикции. «Большая часть клиентов, которые привлекались этими компаниями посредством рекламы, уходила к иностранным форекс-дилерам, имеющим лицензию или не имеющим лицензию. Фактически это площадка для привлечения клиентов, а не для осуществления деятельности, на которую им была выдана лицензия. Лицензия использовалась как прикрытие либо как реклама», – прямо заявил он.
Действительно, четыре из пяти форекс-дилеров, оставшихся без лицензии (кроме «Трастфорекса») входили в состав международных компаний. Правда, в ЦБ затруднились подсчитать, сколько клиентов таким образом «увели за кордон». По данным регулятора клиентами проштрафившихся компаний являлись более двух тысяч человек, а остатки на их счетах превышали 35 млн рулей. Но как отметила глава департамента рынка ценных бумаг ЦБ Лариса Селютина, «жесткость данного решения обусловлена глубокой озабоченностью регулятора в связи с огромными рисками для российских граждан, которые несла в себе деятельность этих компаний».
Несмотря на то, что удар по индустрии оказался неожиданным, нельзя сказать, что не было никаких предпосылок к этому. Так, на протяжении всего прошлого года форекс-компании пытались убедить и регулятора, и законодателей в том, чтобы им разрешили механизм упрощенной идентификации клиентов, а также расширили перечень инструментов, доступных для торгов. Конечно, задним умом мы все сильны, но в момент отзыва лицензий стало понятно, почему регулятор не соглашался на эти просьбы. Очевидно, что новые инструменты (такие, например, как CFD – контракты на разницу) вкупе с упрощенной идентификацией, позволили бы расширить клиентскую базу. В ЦБ сильно опасались, что она немедленно покинет пределы родины.
Некоторые эксперты заговорили о скором начале конца рынка в целом, однако на мой взгляд, они неправы. Если бы это было так, регулятор не стал бы в январе утверждать Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг в отношении форекс-дилеров, обязывая их уже к апрелю этого года адаптировать свои внутренние процессы под этот документ. Есть ощущение, что теперь регулятор вернется и к рассмотрению вопросов об упрощенной идентификации и расширении перечня инструментов, поскольку с оставшимися на рынке компаниями ему работать гораздо проще. Достаточно лишь перечислить оставшихся: «Альфа-Форекс», «ВТБ Форекс», «ПСБ-Форекс» и «ФИНАМ ФОРЕКС», на которых, по данным Ассоциации форекс дилеров, приходится немногим более шести тысяч клиентов, с совокупными депозитами более 930 млн рублей. Объединяет же их один фактор: все эти компании связаны с крупными банковскими группами.
Банк России последовательно претворяет в жизнь свою необъявленную де-юре, но, очевидно, существующую де-факто программу на укрупнение всех сегментов финансового рынка. Про банки и вспоминать не стоит, страховой рынок в прошлом году продолжил консолидироваться, в этом году должны будут серьезно пересмотреть свои бизнес-модели микрофинансисты, не остались в стороне и брокеры с управляющими компаниями (достаточно вспомнить, что всех независимых финансовых консультантов заставляют объединяться в саморегулируемые организации). Аналогичные процессы теперь реализованы и на форекс-рынке.
Учитывая принадлежность оставшихся на рынке форекс-дилеров, можно предположить, что главная цель регулятора состоит в том, чтобы через 5-10 лет, пригласив к себе десяток банкиров, можно было решить с ними вопросы не только банковского, но и всего финансового рынка (от страхования до МФО и форекса).
обсуждение