Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Всей страной заплатим за алиментщиков?

Аа +
+10 -0
Эльман Мехтиев,
эксперт финансового рынка

На дворе – октябрь, но теплые дни продолжаются. Как продолжается и рост количества заболевших той самой пандемией, о которой мы слышим из каждого «утюга». Даже если в этих утюгах нет тех самых «закладок» или «заглушек», о которых нам недавно рассказывали.

Но возвращение высоких цифр инфицированных и мер «удаления» сказались и на том, что за прошедшие после предыдущего выпуска недели стало существенно меньше новостей, на которые хотелось бы обратить ваше внимание...

Но они есть! И потому сегодня мы расскажем вам: о том, как легко публичным лицам не нести ответственность за их высказывания в публичном пространстве; о том, как старые песни ритейлеров о новых сервисах Системы Быстрых Платежей оказываются старыми песнями о старой борьбе за доход за счет ограничения других; о том, что кроется в заявлении о возможном создании Государственного Алиментного фонда и при чем тут наши налоги.

«Шумим братцы, шумим!»

2 октября 2020 года депутат Госдумы России, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов дал развернутое интервью телеканалу «Царьград». Обсуждалось много разных вопросов, в том числе отвечая на вопрос о «человейниках» (для тех, кто не знает такого термина - это про многоэтажное строительство), затронули и деятельность «банкиров».

Но г-н Миронов остался верен себе и даже в разговоре про проблемы ипотеки не преминул в очередной раз высказать свою точку зрения о том, что надо сделать со всем сектором микрофинансирования, а заодно и с коллекторскими компаниями

Цитируем: «МФО необходимо запретить». А знаете, почему надо запретить МФО? Опять же цитируем:«МФО крупными буквами пишут про займы под 2%, а на том, что это за день, не акцентируют внимания»...

Подождите, но уже давно в законе «О потребительском кредите (займе)» записано, что максимальная процентная ставка по займам - не более 1% в день.

Г-н Миронов! Если вам известны случаи, когда процентная ставка в объявлениях МФО - более 1% в день (за исключением так называемого «специального» продукта), будьте добры сообщить об этом в органы надзора. А если фактов нет, то знаете, как это называется?

Цитируем дальше: «Люди приходят взять пятёрочку, пять тысяч, до получки, а потом попадают в кабалу и в конце концов выплачивают и 200, и 250, и 300 тысяч рублей, и всё ещё должны вот этим ростовщикам».

То есть у вас, г-н Миронов, есть данные о том, что МФО нарушают требования законодательства об ограничении максимальной суммы процентов, штрафов и пеней 150% от суммы выданного займа?

Так передайте их также в органы надзора! А если фактов нет, то знаете, как это называется?

Еще одна цитата: «Запретить нужно и деятельность всех коллекторских агентств, больше половины которых, отметил Миронов, являются просто бандитскими конторами, вышибающими деньги из людей».

Ну и в третий раз, повторюсь. Г-н Миронов, если у вас есть данные, что где-то есть бандитские конторы, почему же вы считаете должным всего лишь только говорить об этом и не передаете данные в органы правопорядка?

Или данных нет, а есть лишь рассуждения наподобие рассуждений тех типажей, которые вы сами же немного раньше критикуете, когда обсуждали тему МРОТ и размера потребительской корзины?

Напомним и процитируем вас же: «те чиновники, которые хорошо живут, у которых нет вообще всей картины, которые регулярно садятся в лужу, делая такие абсолютно глупые циничные заявления, которые публикуются в СМИ, вот они, похоже, действительно не знают реальной картины, они настолько далеки, что [не знают] как там, что там...» (см. https://tsargrad.tv/shows/sergej-mironov-da-ja-za-smertnuju-kazn-no-vyslushajte-moi-argumenty_285664 с 23:40)...

Ну что тут сказать?

Только и остается напомнить, что в прошлом выпуске мы говорили про то, что пора объявить конкурс на звание лучшего в категории «Шумим братцы, шумим!».

Импульсы, которые финтех не заметил

1 октября 2020 года закончились многие льготы и послабления, введенные рад поддержки населения и бизнеса в период карантинных обострений.

Это и про срок подачи заявлений на кредитные каникулы, и про ограничение стоимости эквайринга.

По вопросу кредитных каникул и их продления, все уже ясно – продлить можно только то, действие чего еще не закончилось. Поэтому и пора обсуждать не продление каникулярного режима, а принятие нового «бессрочного» закона по таким каникулам. «Бессрочного», конечно же, в части отсутствия даты окончания срока, в течение которого можно подать такие заявления, а не в части самих каникул.

А вот по снятию ограничения комиссии по эквайрингу в 1% для онлайн-торговли уже 1-го же октября розничная торговля в лице АКИТ заявила, что «что после повышения комиссий интернет-магазины снова пересмотрят свои бизнес-модели и вернутся к использованию обычных POS-терминалов, что лишит покупателей удобства при совершении онлайн-платежей».

И еще - «благодаря льготным комиссиям интернет-эквайринг стал дешевле приема платежей через POS-терминалы, что дало мощный импульс к развитию приема банковских карт в онлайне и использованию связанных с этим новых финансовых технологий", - отметил президент АКИТ Артём Соколов».

На одной из онлайн-конференций мы уже обсуждали вместе с г-ном Соколовым, что:

- технологии, которые стал использовать ритейл, не новые, а давно уже «классические»;

- сами финтех-компании не заметили спроса онлайн-ритейлеров на инвестиции в действительно новые технологии в период пандемии, а наоборот – только сокращение инвестиций вообще (и в мире, и, тем более, у нас).

И потому еще более удивителен новый старый аргумент, о том, что «онлайн-магазины могут повысить цены на товары до 5%».

Вряд ли причиной можно считать отмену ограничения – ведь цены в интернет-магазинах не снижались, и даже «не стояли на месте».

Напомню, что сама же АКИТ констатировала понижение цен только для одного типа товаров – электрических зубных щеток.

Не буду защищать банки, но спрошу как потребитель потребителя: разве потребителю не более рискованно платить задолго до доставки, чем оплатить картой после доставки и проверки качества товара?

Мы все видели всплеск мошенничества именно в связи с интернет-оплатами в «карантинный» период. И разговоры о том, что это не относится к членам той или иной ассоциации, мне как потребителю не помогут – если он только начал пользоваться такими услугами, и при этом поменял модель поведения на сберегательную, кто-то должен объяснить ему, что работать с проверенными поставщиками дороже, но выгоднее...

Или и это также должны делать банки?

И если потребители не любят СБП, как нас уверяет ритейл, то и этой любви их также должны учить банки, а не ритейлеры, которым низкие комиссии выгоднее, чем банкам?

И убеждать ритейлеров, что им самим выгодно подключаться к СБП и надо понести расходы на это, также должны банки?

Ну, то есть одна сторона должна за все при переходе на СБП заплатить, потому что она раньше платила (да и сейчас платит) за терминалы и их поддержку, а другая сторона не берет на себя никаких расходов, а только пугает нас, потребителей, ростом цен?

Как говорится, поживем-увидим, куда при должном уровне конкуренции двинутся цены у тех самых ритейлеров, которые нас, потребителей, этим пугают...

Или они задумали и конкуренцию в своей собственной сфере ограничить ради олигополии крупнейших игроков?

Налог на розыск чужих алиментов?

2 октября 2020 года в «Парламентской газете» вышла заметка «Правительство готово обсуждать создание алиментного фонда».

Публикация посвящена тому, что «многие родители, которые воспитывают детей одни, не получают финансовой помощи от своих супругов. Решить их проблемы может Государственный алиментный фонд, идею создания которого обсудили на совещании в Совете Федерации 1 октября».

И именно об этом и отвечает на вопросы газеты глава Комитета Совета Федерации РФ по социальной политике сенатор Инна Святенко.

Если коротко, то согласно тексту: озвучил предложение создать такой фонд, выступая на «правительственном часе» в Совете Федерации в июле этого года руководитель Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов; «пока непонятно из каких источников его надо формировать» и поэтому представители Минфина, Минпросвещения, Минтруда относятся к идее с осторожностью; «неясно, какой именно категории будут выплачивать средства из этого фонда».

Но при этом на совещании уже успели обсудить «кто может быть руководителем фонда» и «должна ли это быть самостоятельная структура».

Оставим в стороне дискуссии о том, что еще не знаем, откуда будут средства для этой инициативы и кому они будут выплачиваться, но уже решаем, нужен ли еще один фонд и кто может возглавить его.

И всего лишь попытаемся разобраться в том, что есть тот самый зарубежный опыт, о котором шла речь.

Не будучи специалистом в семейном праве, да и не имея вообще юридического образования, мне остается только обратиться к «магическому кристаллу».

И он, как всегда, уже через пару-тройку кликов помог найти необходимые ссылки и подсказки, в том числе и про «наш опыт»:

- в научных кругах дискуссия о необходимости создания Государственного Алиментного Фонда в России ведется, по крайней мере, с начала 2000-х годов;

- с предложением о создании такого фонда представители ФССП выступали еще в сентябре 2007 года;
- в 2010 году Комиссия по социальным вопросам и демографической политике Общественный палаты РФ подняла идею создания Алиментного фонда в России на новый уровень и по результатам обсуждения данного вопроса 22 ноября 2012 года на первом заседании Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Президентом России Владимиром Путиным Правительству РФ было поручено изучить вопрос создания фонда по выплате алиментов нуждающимся семьям на период поиска должника и к 1 апреля 2013 года подготовить предложения по его созданию;

- 4 апреля 2014 года депутатами ГД РФ Сергеем Мироновым и Олегом Ниловым внесен законопроект № 489583-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части усиления гарантий прав ребенка на получение алиментов», который 5 июля 2017 года был отклонен, так как в голосовании по законопроекту не участвовало 417 депутатов ГД (см. http://vote.duma.gov.ru/vote/99839 или http://vote.duma.gov.ru/vote/99839?print&letter=А&sort=name_asc) от «Единой России», ЛДПР, КПРФ и даже «Справедливой России»;

- 7 марта 2018 года вступили в силу изменения в закон «Об исполнительном производстве», согласно которым «если … в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель … разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим» (см. ч.3 ст.2 https://rg.ru/2018/03/12/proizvodstvo-dok.html).  То есть если ФССП не смогла установить место нахождения «алиментщика», то можно идти в суд, получить решение, что его не могут найти, и рассчитывать на получение пенсии по утере кормильца...

И еще немного данных:

- по данным Росстата, сумма алиментных долгов на 2019 год составила более 150 миллиардов рублей;

- по данным Комитета Госдумы по бюджету и налогам, за семь последних лет долги по алиментам выросли почти в восемь раз;

- под контролем Федеральной службы судебных приставов находится более 800 тысяч должников. Их средняя сумма долга составляет 189 тысяч рублей.

Вы спросите меня, зачем я все это рассказываю и как всё это соотносится с лозунгом «Ищем логику»?

А вам хочется из своих налогов оплачивать создание очередного фонда, который должен будет выплачивать пособия на время поиска должника, если проще его не искать, а через год объявить безвестно отсутствующим?

О том, что проблемы во взыскании алиментов есть, написано много публикаций.

Есть и интересные решения судов о том, как алименты не доходят до взыскателя, уже будучи на счетах ФССП (см. «Текучесть хищения» на https://rg.ru/2020/03/02/v-rossii-predlozhili-sozdat-fond-alimentov-dlia-detej-otcov-dolzhnikov.html).

Но воз все равно «и ныне там».

А потому – еще немного данных из опыта работы с неплательщиками алиментов частного сектора:

- чуть более года назад, в августе 2019 года, одна из профессиональных коллекторских организаций решила предложить услугу сопровождения взыскания алиментов;

- за прошедшее время в компанию обратилось немногим более 1000 человек;

- компания смогла помочь в получении алиментов в 790 случаях (то есть 79%);

- общая сумма полученных обратившимися за услугой лицами алиментов составила более 28 миллионов рублей;

- и самое главное – оплата услуг – только после получения денег от должников по алиментам!

Не сравниваю суммы, взысканные ФССП, и выплаченные обратившимся с помощью всего лишь к одной частной компании (про суммы см. https://iz.ru/856363/2019-03-14/pristavy-v-2018-godu-vzyskali-s-neplatelshchikov-alimentov-15-mlrd-rublei), но, согласитесь, что 10% успеха против тех самых 79% - это ответ на вопрос куда же обращаться если не платят алименты...

Да, Алиментный фонд нужен, но его существование не должно оправдываться чьей-то низкой эффективностью и текучестью, иначе наших с вами налогов будет на медицину, образование, науку и дороги не будет хватать еще больше...

P.S. Совместный проект «Ищем логику с Эльманом Мехтиевым» портала Finversia.ru и журнала «Банковское обозрение».

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

ЦБ удивил рынок, сохранив ключевую ставку на уровне 21% ЦБ удивил рынок, сохранив ключевую ставку на уровне 21% Регулятор увидел признаки охлаждения отдельных секторов экономики и снижение кредитной активности банков. Егор Сусин: Банк России позитивно удивил Егор Сусин: Банк России позитивно удивил Рациональная пауза. Евгений Коган: Трансформация МТС и новые перспективы Евгений Коган: Трансформация МТС и новые перспективы Что задумало руководство компании?

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)