При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Согласно прогнозам министерства экономического развития, в этом году порядка 10 отечественных корпораций проведут размещение своих акций на Московской бирже – в основном из сферы финтеха и ритейла. Кто эти смельчаки и на что можно рассчитывать инвесторам?
Объёмы IPO – один из ключевых показателей «самочувствия» экономики, пусть даже российской экономики, которая зависит преимущественно от банковского фондирования, а не от привлечения капитала на рынке. Поэтому внимание к анонсированным, но отложенным размещениям особое. В начале каждого года – и вот уже который год подряд – c завидной регулярностью объявляется о «порядка десяти», «около двадцати» и даже «возможно, сорока» новых и вторичных размещений. И с такой же завидной регулярностью выходы на рынок впоследствии отменяются.
В итоге, за последние 10 лет, с 2013 года на Московской бирже провели размещения лишь 59 компаний. Самыми удачными годами стали 2020-2021 годы – 11 и 13 IPO и другие виды листингов соответственно. А, например, в 2016 и в 2019 годах было всего по 2 размещения. Наконец, прошлый год запомнился лишь одним единственным размещением, что, впрочем, для такого турбулентного года экспертами воспринимается, как достижение.
Но прошлый год не просто стал кризисным – роковым для рынка. Отныне доступ иностранных инвесторов из недружественных стран на нашу биржу заказан. Напомним, что иностранцы традиционно выкупали более половины всех IPO – по объёму предложения новых бумаг. Теперь вся надежда на частных инвесторов, которые, к слову, всё более набирают силу. Доля розничных инвесторов в объёме торгов превышает 80%. Против новых размещений «играет» и денежно-кредитная политика Банка России. Деньги дорогие – ключевая ставка уже достигла 7,5% и поступает всё больше сигналов, что ставка поднимется ещё выше на ближайших заседаниях совета директоров ЦБ в связи с инфляционными рисками.
Пожалуй, эти причины и стали основными при принятии решений отложить выход на биржу со стороны таких компаний, как Mercury Retail Group, «Делимобиль», Сибур Холдинг, «Азбука Вкуса», «Вкусвилл», «Рольф», «Самокат», «Соколов», «Медси», «Инвитро», МТС Банк, AliExpress Россия, «Степь», «Биннофарм», «Металлоинвест», Group-IB, ГК «Астра», «Додо Пицца» и некоторых других.
Между тем, прогнозы не оставляют надежд, что ситуация в этом году, наконец, переломится. Так, во время проведения Петербургского международного экономического форума нынешним летом представитель минэкономразвития заявил, что «согласно плану», в этом году ожидается до 10 IPO. С таким же прогнозом весной выступили и представители Московской биржи. Там ожидают, что в первую очередь будут размещаться компании со «средней капитализацией» – с объёмом размещения на несколько миллиардов рублей на сделку.
Среди триггеров для бума размещений может стать стабилизация геополитической ситуации, выход других крупных компаний на публичный рынок, наконец, рост рынка. К сожалению, пока присутствует только последнее – с начала года индекс Мосбиржи прибавил внушительные 27,5%. В конце апреля 2023 года состоялось первое IPO – компания Genetico (дочка Института стволовых клеток человека) разместила бумаги на 178,8 млн рублей.
3 июля 2023 года на Московской бирже начнётся очень интересное размещение – финтех-сервиса CarMoney. Это финтех в форме МФК, который выдаёт займы под залог автомобилей и в этой связи его модель, по факту, по всем условиям ближе к банковской модели бизнеса.
Любопытно, что компания выбрала гибридный механизм для привлечения денег в капитал. Структура сделки сочетает в себе директ-листинг как способ выхода на Биржу и элементы классического привлечения средств в капитал путём оплаты дополнительной эмиссии средствами, вырученными от продажи существующих акций на рынке.
Надо сказать, что директ-листинг всё больше завоёвывает рынок и не только в России, поскольку предполагает более справедливую цену на акции. Дело в том, что подготовка и проведение классического IPO довольно дорогое удовольствие и подходит больше для крупных корпораций: предполагает длительные road show, привлечение к процессу именитых инвестиционных домов, у которых своё представление о справедливой цене, высокие кимиссионные и так далее. Прямое же размещение акций исключает из процесса большинство посредников – отсюда и более справедливая цена.
В декабре 2021 году первый в России директ-листинг провела наша отечественная технологическая компания Positive Technologies. Им удалось уже спустя 9 месяцев продемонстрировать сильный рост капитализации бизнеса и, как итог, получить включение бумаг в первый котировальный список биржи, а также провести SPO. Этот пример, возможно, стал вдохновляющим и для CarMoney, и они пошли дальше. Чтобы решить свою главную задачу, привлечение средств в капитал компании для реализации стратегии роста и захвата доли рынка, и был выбран механизм, когда несколько акционеров компании передают часть своих акций на подконтрольное юр.лицо, которое, в свою очередь, и выставит на продажу эти акции в день старта торгов. А затем на средства, вырученные от продажи акций, оплатит часть доп.эмиссии, реализовав тем самым, механизм cash in в компанию. После чего вернет взятые в заем акции акционерам.
обсуждение