При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Прогнозы о «десятках» первичных размещений в этом году и в начале следующего становятся реальностью. Только в ноябре-декабре провести IPO могут компаний больше, чем за предыдущие 10 месяцев 2023 года. А дальше – еще больше.
Причин бума первичных размещений акций, которому мы сегодня становимся свидетелями, несколько. Это и потребность в импортозамещении – в связи с чем после ухода иностранных IT-разработчиков, ряда производственных компаний российские структуры сегодня активно захватывают рынок, растут очень высокими темпами и им требуется и увеличение капитала и инвестиции. Это и всё растущая автономия нашего рынка – токсичность основных резервных валют, а также заморозка иностранных активов на счетах российских инвесторов вкупе с санкциями против российских бирж, вынуждают всё больше инвестировать внутри страны. Наконец, рост ключевой ставки в последнее время внёс большую неопределённость: насколько регулятор может её ещё поднять? А если более не поднимет, то когда начнёт снижать? Всё это привело к тому, что многие компании, которые ранее планировали разместить облигации, временно отложили планы. А значит открылось окно возможностей для IPO.
На Московской бирже полагают, что в течение следующих трёх лет можно ожидать размещений порядка 30-40 эмитентов. А в ближайшие пару кварталов – около десятка. Напомним, что с начала года разместились Genetico (репродуктивная медицина), CarMoney (займы под залог авто), «Астра» (IT), а также Henderson (одежда). Кстати, есть мнение, что именно успешное размещение «Астры» стало для их коллег по бизнесу вдохновляющим примером. Поэтому можно ожидать, что котировальные списки Мосбиржи в ближайшие недели пополнятся новыми «технологическими» именами.
Среди тех, кто ранее обещал разместиться, однако без конкретных дат, можно упомянуть КЛВЗ «Кристалл», Совкомбанк и Мосгорломбард. Но, стоит оговориться, что мы перечислили лишь те компании, о которых много сообщений в публичном пространстве, но есть ещё, как минимум, столько же, о планах выйти на IPO которых знают только на Московской бирже и аналитики отечественных инвестиционных домов.
Помимо роста количества размещений растёт и «средний чек» размещений. Если в прошлом году эмитенты размещались, в среднем, привлекая по 1-2 млрд рублей, то уже в этом году «Южуралзолото» запланировало привлечь с рынка около 6 млрд рублей. Эксперты связывают рост чека, в том числе и с тем, что на рынок начали возвращаться институциональные инвесторы. Но и у частных инвесторов ресурсов все больше.
И в этой связи IPO от компании «ЕвроТранс», которое назначено на 21 ноября, может стать самым крупным в году: около 26 млрд рублей, включая привлечение на внебиржевом рынке в размере 11 млрд рублей.
«ЕвроТранс» известна как сеть АЗС «Трасса». Численность АЗС приближается к 60. На 15 заправках уже сегодня можно зарядить электрокар и данное направление в компании, разумно, считают перспективным. Тут есть ещё небольшая маркетинговая хитрость: долгая зарядка электромобиля сопровождается неизбежными тратами в кафе и супермаркете. Кроме того, ни для кого не секрет, что так называемые «сопутствующие» товары и услуги приносят АЗС ощутимую долю прибыли. Так что это теперь тоже уже beyond the oil – прям как у British Petroleum.
Например, по итогам первого полугодия 2023 года продажи в кафе и магазинах на «Трассе» выросли на 61% – до 2,1 млрд рублей, а розничного топлива – на 40%. В целом продажи, включая оптовые (у компании своя нефтебаза), выросли на 212%. EBITDA выросла вдвое – до 4,4 млрд рублей. Наконец, компания показала прибыль в 1,4 млрд рублей против убытка в 0,3 млрд рублей в аналогичном периоде прошлого года. Во втором полугодии компания запланировала рост EBITDA ещё на 27%, а выручки – на 20%.
«Диверсификация достигается за счёт оптового бизнеса, ритейла на АЗС, растущих «электроразрядных» продаж и других новых форматов. По сути, это такая экосистема, – отмечает генеральный директор «Эксперт Бизнес решения» Павел Митрофанов.
Нетривиальным подарком для инвесторов, которые до 10 декабря 2023 года купят акции, станет выплата дивидендов от компании за 9 месяцев. В течение нескольких следующих лет компания пообещала выплачивать акционерам 75% от прибыли, а потом снизить данный показатель до 40%.
Константин Воробьев, частный инвестор, директор фонда АНД, отмечает и другой нестандартный подход компании к IPO: в качестве акционеров они хотят видеть, прежде всего, своих клиентов: «Получается такое «народное» IPO – когда твоими акционерами становятся твои же клиенты. Это подход, к слову, имеющий широкое распространение на Западе. Вместе с тем, это задача и амбициозная: совместить качество продукта (сервиса) с котировками. Ведь за первое ты ответить можешь, за второе – отвечает рынок. Но кейс очень интересный».
обсуждение