При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Живым экспертам приходят на смену юристы из Legal Tech – программы, искусственный интеллект и нейроботы. Что все это значит? Это сервисы, программы и алгоритмы, которые помогают не только людям-клиентам юридических фирм, но и самим юристам: позволяют автоматизировать процессы, сэкономить время и, соответственно, деньги.
Пока большинство юридических фирм и департаментов больше экспериментируют, чем реально используют технологичные инструменты. Разберем на цифрах: на российском рынке юридических услуг Legal Tech составляет всего 50 млн долларов. Весь рынок юруслуг составляет по разным оценкам при этом порядка 1,5 млрд долларов в год. В США на Legal Tech приходится как минимум вдвое больше, чем весь российский рынок правовых услуг - 3,6 млрд долларов, а в Великобритании - 2,4 млрд долларов.
Налицо пока еще неглубокое проникновение этой сферы в рынок в целом. Вкупе с относительно низкой правовой культурой в стране это сдерживает развитие «технологичных юристов».
В то же время в России очень много юристов и IT-специалистов. К последним относятся и просто эксперты, и программисты – то есть люди, которые раз-таки могли бы заниматься техническим воплощением в реальность разных «примочек» из Legal Tech. Остается только свести вместе первых и последних.
Как это сделать? Волевым решением. Осознав, что за технологиями в юридической сфере – будущее, как, например, в финансовой системе, где чат-боты уже помогают клиентам банков решить свои вопросы. Или, например, искусственный интеллект помогает в анализе платежеспособности потенциального заемщика.
Поэтому в России есть уже все необходимое, чтобы в стране произошел бум на рынке Legal Tech. Как это было в финансовой системе, так и в Legal Tech в ближайшей перспективе будет происходить активная диджитализация за счет, прежде всего, распространения доступных юридических услуг. В частности, дистанционных консультаций (а если зайти на многие сайты, посвящённые праву, уже сейчас можно видеть всплывающие «окна», в которых онлайн можно получить консультации).
Еще одно перспективное направление – это юридические маркетплейсы. Там можно будет приобрести так называемые «коробочные» продукты по аналогии с теми же финансовыми супермаркетами. То есть будет происходить постепенное слияние, синхронизация, конвергенция разного вида правовых услуг в некую единую экосистему.
Очевидно, что в параллель этим процессам будет происходить постепенное удешевление разных юридических услуг, а за счет высокого распространение IT и дешевизны сервисы будут доступными для быстрого освоения и интуитивного понимания юриста, да и человека без специального образования тоже.
С точки зрения влияния на юридический бизнес, LegalTech существенно снизит необходимость сначала в младшем юридическом и вспомогательном персонале, занятым технической работой. Из-за этого конкуренция среди выпускников юридических вузов за хорошие рабочие места будет постоянно увеличиваться.
Кроме того, уже разрабатываются технологии, которые позволят анализировать огромные массивы информации, категорировать ее и строить на ее основе гипотезы в отношении судебных дел, определить вероятность выигрыша дела. Со временем точность таких оценок будет только расти, поэтому вполне возможно, что уже лет через пять искусственный интеллект будет выносить судебные решения. Собственно, почему бы и нет? Ведь не просто же так сейчас звучат речи о том, чтобы автоматизировать исполнение законов с помощью смарт-контрактов.
Все новации, о какой бы сфере бизнеса или жизни ни шла речь, так или иначе меняют культуру пользования, потребления, даже стиль жизни. Вспомним, как произошел взлет компании Apple и ее известных, пожалуй, уже на весь мир iPhone. Просто в один прекрасный момент новатор Стив Джобс решил, что людям не нужны кнопки на телефонах. Вот так просто. И сейчас, спустя всего-то десяток или полтора лет, уже мало встречаешь людей с кнопочными гаджетами. Наши пальцы отвыкли нажимать одну и ту же кнопку по три-четыре раза, чтобы написать все одну букву. Наши пальцы привыкли листать. Листать почту, старицы в соцсетях, браузерах Интернета. Попроси человека отказаться от «экрана» и снова взять руки телефон-раскладушку с кнопками и попользоваться недельку. Сомневаюсь, что он согласится это сделать бесплатно.
То же самое – смена парадигмы потребления услуг, продуктов; смена культуры жизни – происходит везде, куда дотягивается рука диджитализации и технического прогресса. И правовая сфера не станет исключением, где набирает мощь Legal Tech. В скором времени подача документов, оформление сделок и других операций в один-два клика мышки или два-три касания пальцем по экрану смартфона станут привычным делом, а внезапная необходимость идти в юридическую контору может быть встречена как минимум с удивлением.
Поначалу, конечно, это будут типовые и достаточно простые операции, вопросы, споры. И постепенно их перечень будет расширяться, в него в конечном итоге попадут и более сложные юридические вещи. А автоматизация и совершенствование технологий, отладка процессов приведут к тому, что будет все меньше ошибок как со стороны людей, так и со стороны «электронных» юристов. И одновременно смена культуры, новые форматы и безотказная работа Legal Tech будут закрывать любые лазейки для мошенников, которые готовы нажиться либо на пробелах в законодательстве, либо на неведении простых людей.
Успешные примеры уже есть за рубежом. Причем за ними даже не нужно идти в технологическую «колыбель» Силиконовой Долины (США). В Тель-Авиве компания LawGeeks привлекла частных инвестиций на 12 млн долларов для развития автоматизированной системы проверки контрактов, которая построена на искусственном интеллекте. Причем тематика контрактов посильна этой системе разная: NDA, контракты на поставку и другие. Сейчас компания открывает офис в Нью-Йорке.
Аутсорсинг в Legal Tech тоже в тренде. В партнерстве с экспертами из UnitedLex корпорация General Electric усовершенствует работу своего юридического подразделения и отдает на «внешнее управление» часть функций правовых специалистов низшего уровня, чтобы текущую работы выполнял искусственный интеллект.
Нечто похожее может в скором времени появиться и в нашей стране, только на основе технологии машинного обучения - нейросетей. Это проект iPavlov, который запускает российская компания «Европейская Юридическая Служба» (ЕЮС) совместно с Лабораторией нейронных сетей и глубокого обучения МФТИ. Это платформа, для составления юридических документов и подготовки ответов на юридические вопросы пользователей на простом, понятном для них языке. При том что iPavlov – это по сути первый проект, который будет охватывать всю понятийную модель устройства юриспруденции. Обучение платформы создатели хотят проводить на 3 млн юридических кейсов, накопленных в течение 11 лет практической работы.
Онлайн-юристы – это и совершенно другой уровень правовой культуры. Гражданское общество, если хотите. Вот я, например, уверен, что для финансовой грамотности развития интернет и мобильного банкинга сделало гораздо больше, чем все мировые программы развития финграмотности и пропаганды финансовой культуры. Ровно то же самое - в правовой сфере.
обсуждение