При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Рынок пенсионных накоплений трансформируется: меняется его структура, регулирование, а также технологическая база, скоро пенсии могут стать цифровыми. Как минимум часть документооборота точно можно перевести в онлайн. Сейчас обсуждается законопроект о процедуре перехода между НПФ через портал Госуслуг.
Нарушения при переходе граждан между НПФ – вопрос, который вызвал много шума в прошлом году. В 2017 году количество жалоб граждан на незаконные переводы пенсионных накоплений выросло в несколько раз. А ведь при досрочном переходе из одного НПФ в другой теряется инвестиционный доход страхователя. В НАПФ говорили о более 5 тыс. жалобах граждан, написавших заявление о переводе их накопительной пенсии из одного НПФ в другой и получивших отказ ПФР по причине появления второго заявления, которое гражданин не писал.
Чтобы решить проблему, ЦБ разработал законопроект, предусматривающий переход россиян между НПФ через сайт Госуслуг, этот документ сейчас рассматривается в Госдуме и активно обсуждается финансовым сообществом. Если законопроект, разработанный ЦБ, будет утвержден, человеку достаточно будет зайти на портал Госуслуг и подать заявление о (досрочном) переходе в другой фонд. Чтобы максимально снизить риски незаконных переходов, необходимо, чтобы на портале по-прежнему использовалась именно квалифицированная электронная подпись для подтверждения перехода. Ожидается, что он будет принят в текущем году. Однако и в нем есть несколько дискуссионных моментов.
Смена процедуры перехода между НПФ, предусматривающая обращение к текущему страховщику, – это важнейшее решение, которого ждет отрасль, поскольку оно даст импульс для дальнейшего развития рынка. Это решение сможет поднять репутацию пенсионной системы на новый уровень после всех многочисленных изменений и реформ, произошедших за последние несколько лет.
По всем этим причинам переход граждан между НПФ через портал Госуслуг поддерживают и сами фонды, при этом, они настаивают на том, чтобы вместе с информацией о подписании застрахованным лицом заявления о переходе, текущий НПФ получал актуальные контактные данные такого застрахованного лица из портала Госуслуг (пока это четко в законопроекте не прописано). Пока обязанность обращения к текущему страховщику законодательно не закрепляется, и это, по-прежнему, может создавать условия для неправомерных переходов и мошеннических действий. Получение же доступа к актуальным данным клиента текущему НПФ позволит решить проблему незаконного перевода пенсионных накоплений без ведома гражданина. Именно в такой конфигурации система в целом станет более прозрачной, так как информация о поданном заявлении о переходе будет доступна и старому, и новому страховщику.
В принципе, обращение к текущему страховщику – более эффективное решение, которое можно сравнить, например, с банковскими услугами: вы не сможете закрыть вклад, не уведомив об этом банк.
Еще один дискуссионный вопрос связан с потерей инвестиционного дохода. По мнению ПФР, в текущей редакции документ не решает эту проблему. Законопроект предусматривает направление НПФ в ПФР информации о начисленном инвестиционном доходе по итогам года. Чтобы рассчитывать точную сумму потерь на момент подачи заявления, клиенту нужно ее сначала запрашивать у текущего страховщика, потом ожидать получения информации, и только после этого подавать заявление. Если внести соответствующие изменения в законопроект, мы, по сути, вернемся к подаче заявления «в два этапа», как предлагалось ранее.
При принятии законопроекта, Госуслугами сможет воспользоваться каждый, кто заинтересован в подаче заявлений онлайн. Мы говорим о той части населения, которые получают накопительную пенсию. А это люди 1967 года рождения и моложе. И воспользоваться новыми технологиями для них не составит труда. Наравне со всеми смогут это сделать и так называемые «молчуны», то есть те россияне, которые по умолчанию оставили пенсии в государственной УК.
Роль ПФР при смене конфигурации перехода остается прежней – рассмотрение и удовлетворение заявлений о переходе. Еще одно преимущество законопроекта – он снизит процент отказов, так как в системе по сути в один момент времени сможет существовать только одно заявление одного застрахованного лица. До его отзыва и прохождения определенного срока – следующее заявление не сможет быть подано.
В будущем «оцифровать» можно будет все этапы взаимодействия страхователей и НПФ, начиная от выбора НПФ, либо перехода между фондами, заканчивая мониторингом инвестиционного дохода и получением пенсии. После массы реформ, изменений, проб и ошибок пенсионная система может стать комфортным и технологичным наряду с другими сегментами финансового рынка.
обсуждение