При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как ни печально, но, скорее всег,о синим пламенем сгорят почти все предвыборные обещания. Даже если те, кто обещал, и пройдут в Думу. А чего париться? Главного результата достигли: кресло – вот оно, зарплата капает ежемесячно, на кнопку нажимаем, то есть – работаем.
А вот мне хотелось бы, чтобы победившие партии (сколько и какие – угадайте с трёх раз) собрались бы на заседание и в прямом эфире подтвердили, что станут и дальше бороться за счастье народное. Лучше всего – прямо с финансовыми выкладками: откуда станут деньги брать и на какие нужды направлять. Ах, вы говорите, этим у нас исполнительная власть занимается? Я не против. Только пусть её контролируют и зажимают в рамки законами. Её, исполнительную власть, а не малый бизнес, автовладельцев и курящих граждан.
Однако про синее пламя я вспомнила по другому поводу. Ага, цены на газ – это раз (извините за рифму) и окончательный переезд «Газпрома» в Санкт-Петербург, со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями для городского бюджета – это два. Начну, пожалуй, со второго пункта, поскольку детством я из Ленинграда, а город этот не отпускает от себя всю жизнь. Сегодня я за Питер рада – надеюсь, достанется ему из газовых денежек не только на метро, но и на другие нужды, коих у него не счесть. Ну, а нам, москвичам, возможно, придётся привыкать к тому, что плитку и бордюры меняют не каждый год, а раз в пять лет, например. Не самая страшная перспектива.
Вообще такое впечатление, будто бы «Газпрому» мягко намекнули, что надо бы немного растрясти мошну. Вот, к примеру, пообещали газ до дома доставить, бесплатно. Кое-где, говорят, уже начали выполнять обещание (по телевизору видела, так что не взыщите – за что купила, как говорится). Правда, дачникам такая благотворительность не светит, а их, между тем, тьмы и тьмы. Только вот многочисленные газовые «дочки», сделавшие на газификации дачных посёлков большой (и очень нечестный, откровенно говоря) бизнес, нипочём не согласятся отдать такой жирный кусок. Ну, разве что к следующим выборам.
В связи с беспрецедентным повышением газовых цен на мировом рынке начальник «Газпрома» Алексей Миллер успокоил публику – в России газа навалом, хватит на ближайшую сотню лет. И это, знаете ли, хорошо со всех точек зрения. Во-первых, экспорт – согреем и Европу, и Китай, и всех, кто ещё попросит. Понятно, не даром, а за деньги. Во-вторых, чем чёрт не шутит, газифицируем наконец родную страну до самых до окраин, включая пресловутых дачников. И вот это хорошо бы как раз даром – деньги солидные, но не бешеные. В-третьих (простите, сейчас во мне проснулось школьное образование по специальности «химик-лаборант»), вспомним, что газ можно использовать для получения не только синего пламени, но и для переработки. Значит, для восстановления химической промышленности. Вы будете смеяться, но природный газ годится не только для того, чтобы его сжигали. Если его переработать (технологии известны лет сто с лишним), можно получить кучу полезной продукции: от удобрений до полиэтилена. Можно бы и подробнее, но боюсь уподобиться герою Николая Рыбникова из «Девчат», соблазняющего наивную Тосю байками о продуктах лесопереработки.
Вообще мы всё-таки какая-то особенная страна. Изо всех сил гордимся самой обширной территорией и немыслимыми запасами всего и вся: пресной воды, леса, газа, нефти и прочих полезных ископаемых. И при таком-то богатстве завозим из-за границы даже то, что вполне могли бы производить и экспортировать сами. Лишь один пример в тему, что называется: та же продукция химической промышленности занимает лишь 5% в объёме экспорта, зато завозим её аж 13% от общего импорта. Примерно та же пропорция 1:3 в пластмассах, каучуке и резине.
И откуда завозим? Германия, Китай, Франция – ни одна из этих стран не может похвастаться запасами первичного сырья для переработки. Ну, я ещё могу понять ситуацию в автопроме – на мировом рынке такая толкотня монстров, что даже трудолюбивому и хитрому Китаю пришлось сильно постараться, чтобы его начали принимать всерьёз. Например, взять и купить некоторых из этих самых монстров – а что, тоже вариант… С Hammer, положим, не всё гладко получилось, а Volvo нынче – китайский концерн, нравится вам это или нет.
У нас всё-таки другая история. С дореволюционных времён русские промышленники стремились использовать богатые ресурсы страны для производства конечной продукции – чтобы и своим хватило, и за границу продавать. Сибирские соболя, осетровая икра, лён и пенька – это всё семечки, вроде медведя с балалайкой. А вот знаете ли вы, что до 1917 года Россия была ведущим экспортёром нефтепродуктов? Не сырой нефти, а керосина и осветительных масел. Ну, про зерно и говорить нечего, однако вывозили за рубеж масло и яйца – это 10% тогдашнего экспорта. Что ввозили, тоже известно: технику, машины, текстиль (хлопка-то своего не было), да и много чего ещё. Хотя в начале века достаточно динамично развивались и промышленные отрасли: машиностроение и металлургия, но известные события процесс остановили, и всё пришлось начинать с нуля. Вытащили экономику, что называется, «на пупке» и сумасшедшем энтузиазме – и в конечном итоге завоевали статус сверхдержавы.
Свои исторические изыскания остановлю на реформах 1990-х, когда обалдевшему народу внятно объяснили, что все беды от плановой экономики, и теперь у нас будет по-другому. Нефть и газ, коих у нас на века, будем продавать, а всё остальное купим, раз уж сами не научились шить синие штаны и коптить колбасу в достаточном количестве. Так поставили крест, по сути, на всём народном хозяйстве страны, строившей его долгие годы и, прямо скажем, не без успеха. У меня тут своя боль: Ивановский завод тяжёлого станкостроения, который при директоре Владимире Кабаидзе был одним из признанных лидеров отрасли в международном масштабе. Ивановские станки заказывали Германия, Франция, США, Швеция, Италия и многие другие. Если бы пресловутая перестройка в своих реформах опиралась бы на таких, как Владимир Павлович, они развивались бы совсем иначе, и нам сегодня не пришлось бы говорить о «возрождении» экономики – это ж с ума сойти! Генеральный – и гениальный – директор долго боролся за свой завод, но система разрушения оказалась сильнее…
Спросите, какое отношение мои ностальгические воспоминания имеют к синему пламени газа, которого России хватит как минимум на сто лет? Самое непосредственное. Меня не радует ценовая чехарда на мировом рынке. Дополнительные миллиарды от продажи газа рассосутся довольно быстро. А вот ощущение надёжного спасательного круга в виде огромных запасов углеводородного сырья, похоже, уже стало чертой государственной экономической политики. У Александра Грибоедова «Горе от ума», у нас – все беды от богатства. В результате получается богатая страна с полунищим населением, которое не видит перспективы. Ну, подкинут ещё деньжат семьям с детьми и пенсионерам, глядишь, даже индексацию работающим вернут (во что верится с трудом), что от этого изменится принципиально? Ровным счётом ничего. У нас «теория малых дел» не очень работает, отсюда и кровавые революции, и дурацкие перестройки – люди устают от безнадёги и взрываются. Очень я ничего подобного не хочу.
…Я сегодня исполнила свой гражданский долг – проголосовала. Не спрашивайте, за кого. За время предвыборной агитации наслушалась обещаний по самое некуда. Если бы из каждой речи (программ-то серьёзных нет) вычленить действительно актуальные и выполнимые предложения, да свести их воедино, да обдумать хорошенько, да согласовать с президентом и правительством, да контролировать исполнение на всех уровнях, можно было бы думать о будущем. Не для ста семей, а для всех 146 миллионов. В конце концов, для этого мы и выбираем парламент.
обсуждение