При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Будь я склонна к конспирологии, непременно стала бы искать тайную связь между энцикликой римского папы Франциска «О заботе об общем доме» и свежим докладом Всемирного банка о нищете, обнародованными почти одновременно.
Строго говоря, папа римский обещал энциклику об экологии, но на деле получилась она куда шире. Пересказывать не возьмусь (всё-таки больше 190 страниц), однако попробую выразить суть своими словами. С экологией – беда. Причины беды лежат в глобальной экономической модели, несправедливой и беспощадной к слабым. Все в принципе поняли уже, что такая модель, во-первых, изжила себя, а во-вторых, чревата войнами и прочими несчастьями. Но мировым элитам, увлечённым «технократической парадигмой», на это чихать с высокой колокольни, поскольку между ними и остальным народонаселением – пропасть… В энциклике есть ещё интересные пассажи по поводу частной собственности и капитализма в целом, но это – до другого раза. Извините, что получилось в телеграфном стиле, желающие могут и сами ознакомиться с важнейшим папским документом – он доступен в сети на русском языке.
Доклад Всемирного банка мне удалось почитать фрагментарно – там нет философских размышлений и обращения к священным текстам, зато есть конкретные цифры, которые, мягко говоря, совсем не радуют. Так, в уходящем и будущем году в мире окажется на 150 миллионов больше тех, кто живёт в крайней нищете. Не бедных, нет, а именно живущих на грани голодной смерти – меньше, чем на $1.90 в день. На наши деньги – примерно 5 тысяч рублей в месяц. Считайте, сопоставляйте и ужасайтесь. Причём имейте в виду, что в обозримом будущем ситуация к лучшему не изменится.
Причины беды лежат в глобальной экономической модели, несправедливой и беспощадной к слабым. Все в принципе поняли уже, что такая модель, во-первых, изжила себя, а во-вторых, чревата войнами и прочими несчастьями.
На возникающий вопрос о том, что с этим делать, президент Всемирного банка Дэвид Мэлпас отвечает весьма общими словами: «Для того, чтобы обратить вспять серьёзный спад в экономическом развитии и деле сокращения уровня бедности, странам необходимо подготовиться к переходу к другой, пост-сovid экономике, позволяя капиталу, рабочей силе и инновациям переходить в новые предприятия и сектора». Впрочем, хотя римский папа пишет более обширно и в философском ключе, ответов нет и в его энциклике. Там скорее благие пожелания (с большинством из которых согласится любой здравомыслящий человек), подкреплённые евангельскими цитатами, сомнению не подлежащими…
Между тем, делать что-то надо, и это уже не вопрос, а императив. Сегодня все на планете увлечены борьбой с новой вирусной заразой, и именно на неё стараются свалить главную вину за надвигающийся кризис. Кто-то ухитряется даже извлечь прибыль из ситуации, кто-то рассказывает о том, будто коронавирус – это уже навсегда, кто-то тренируется в репрессивных мерах разной степени жёсткости. Словом, все ответственные персоны заняты, а пресловутое «население» только дивится начальственным решениям и тихонько готовится к грядущим бедам. Никому дела нет до стратегии, управиться бы с тактикой.
В уходящем и будущем году в мире окажется на 150 миллионов больше тех, кто живёт в крайней нищете. Не бедных, нет, а именно живущих на грани голодной смерти – меньше, чем на $1.90 в день. На наши деньги – примерно 5 тысяч рублей в месяц. Считайте, сопоставляйте и ужасайтесь.
Тут беда в том, что в отдельно взятой стране проблему перехода к другой, более здоровой модели экономики не решить. Всё завязалось в такой гордиев узел, что развязать его не смогут ни богатый Китай, ни нахальная Америка, ни гордая и медлительная Россия. Понятно, гордиевы узлы не развязывают, а рубят, так на это тем более не решится никто. Три десятка лет назад старушка Европа решила было занять место нашей рассыпавшейся сверхдержавы, даже валюту свою спроворила – но не хватило ни силёнок, ни мозгов. Всё ушло в амбиции, а евро всё равно остался накрепко привязанным к доллару. Попытка Китая пополнить корзину резервных валют юанем, в общем-то, тоже особым успехом не увенчалась. Короче, долларом глобализация началась, долларом она и держится. Можно много говорить о необеспеченности «раскрашенной бумаги», о беспомощности в схватке с Сovid-19, о геронтократии и чёрных бунтах – США, тем не менее, своего лидерства не уступают. И просто так не уступят. Здесь даже не вопрос реальной силы. Больше похоже на упражнение удава Каа с бандерлогами, где в роли бандерлогов оказалось практически всё более или менее цивилизованное человечество. Обидно, конечно, но так и есть.
А коль скоро так, значит, от бессилия приходится принимать навязанные правила игры – до той поры, пока перевёрнутая шаткая пирамида не рассыплется сама собой. Ибо вряд ли стоит ждать, что в экономической науке появится какой-нибудь потенциальный нобелевский лауреат и предложит некую модель, в которой и волки нажрутся досыта, и овцы уцелеют. Кстати, интересно, кто в нынешнем году возьмёт Нобелевку по экономике? Или её решили не давать вовсе? Что-то не слышно о принципиальных прорывах в этой полезной науке. Немудрено, что за поиск ответов пришлось взяться папе римскому. Чудны дела твои, Господи…
Сегодня все на планете увлечены борьбой с новой вирусной заразой, и именно на неё стараются свалить главную вину за надвигающийся кризис.
Сейчас модно говорить, будто мир сошёл с ума. Да ничего подобного, он был достаточно безумен всегда, просто время от времени случаются обострения, одно из которых мы наблюдаем сегодня: от коронавирусной паники и локальных военных конфликтов до внутренних беспорядков по любому поводу. Такое впечатление, будто бы человечество сорвалось с якоря, и теперь его носит по бурным волнам без руля и без ветрил. И рынок, который, по мнению экономических гуру, должен всё решить сам по себе, не справляется – потому что и он, рынок, принял совершенно извращённый характер.
В этом смысле энциклика папы Франциска бьёт, что называется, не по площадям, а в самую точку: «Технократическая парадигма склонна осуществлять своё господство над экономикой и политикой. Экономика принимает любое развитие технологии ради выгоды, не уделяя внимания возможным негативным для человека последствиям. Финансы душат реальную экономику. Урок мирового финансового кризиса не усвоен, и очень медленно постигается урок разрушения окружающей среды».
От бессилия приходится принимать навязанные правила игры – до той поры, пока перевёрнутая шаткая пирамида не рассыплется сама собой.
Было бы ошибкой воспринимать папскую энциклику как некий призыв «подумать о душе, пока не поздно». То есть о душе-то надо думать всегда, это понятно. Но, помимо души, есть ещё и бренное тело, которое надо кормить, одевать, согревать и радовать – и папа вовсе не предлагает всем нам срочно вступить в монашеский орден. Другое дело, что и рецептов выхода из ситуации он не даёт. Более того, признаёт, что «не может быть единообразных рецептов, потому что есть проблемы и ограничения, специфические для каждой страны и каждого региона». И предлагает своего рода «теорию малых дел» – на местном уровне, плюс общественную инициативу, которая заставила бы правительства действовать с оглядкой на состояние окружающей среды и благополучие граждан…
Так что на папу римского рассчитывать нечего. Придётся всё-таки включать умные мозги (они же остались?) и придумывать способы, коими можно повернуть человечество с пути саморазрушения на дорогу, ведущую к совершенству. Или хотя бы – к норме.
обсуждение