При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Есть в торговле такая загадочная специальность – мерчандайзер. Попросту говоря, человек, перекладывающий в магазине товары своей фирмы на более выгодные места. Как-то так. Раньше назывался товароведом, а теперь красивое слово подобрали.
По мне, так для покупателя мерчандайзер – заклятый враг, ибо после его набегов в твой любимый магазин приходится искать нужные продукты на совсем новых местах, на что уходят и время, и нервы. Почему товары «продвигаются» столь жестокими способами, понять сложно. Хотя Эмиль Золя ещё много лет назад и описал подобную методу в своём «Дамском счастье».
Время от времени (впрочем, довольно часто) я вспоминаю о мерчандайзерах, заходя в личный кабинет Сбербанка. Бывает, минут по пять соображаешь, где теперь искать выписку, как провести платёж или перекинуть деньги со счёта на карту. Отчего-то ИТ-умельцы от Сбера считают, будто мне полезно привыкать к постоянным изменениям. Причём любопытно то, что никакой практической пользы (кроме упражнений мозговой извилины) эти перемены не несут. Так и приходит на память присказка о коте, который от нечего делать вылизывает причинное место. В бизнесе вместо кота – мерчандайзер или, например, какой-нибудь менеджер по продвижению, по работе с клиентами и иже с ними.
Кстати, spell checker подчеркнул слово Сбер красным – как сомнительное. И напрасно. Отныне забудьте о Сбербанке и привыкайте к сокращённо-сленговому названию. К тому же теперь это вроде уже и не банк – а некая «экосистема». Нет-нет, к биогеоценозу она не имеет никакого отношения. И вообще не про экологию. Ну, собственно, вы и сами знаете, термин «экосистема» уже в зубах навяз за последнее время. Если упрощённо, то это когда банк – уже не просто банк, а ещё и почтовое отделение, доставка продуктов, поиск работы, лечение и так далее. Ну, не знаю, может, скоро из Сбера придут и окна помыть, и ковры выбить, и клизму поставить… А что – раз предлагаете «вселенную сервисов», извольте учесть все потребности клиента.
В целом-то я не то, чтобы против. Если можно в одном месте заказать и купить всё, что нужно, это, наверное, неплохо. Недаром же народ толпами ездит в гипермаркеты, убивая там порой целый день. Правда, есть оригиналы, предпочитающие либо магазин шаговой доступности, либо, на худой конец, интернет. Это те, кто ценит своё время и не подвержен шопоголизму. Но нас, таких, становится всё меньше. Во благо дальнейшему развитию консьюмеризма. Впрочем, с точки зрения экономии времени экосистема вполне может быть полезной. При одном условии.
Условие это – качество услуг. Надо отдать должное Герману Грефу – он сумел как-то развернуть неповоротливый Сбербанк советского образца и придать ему ускорение. Злые языки утверждают, будто бы все эти перемены стоили огромных денег, но кто ж считает рубли и доллары самого крупного банка страны? Опять же, банк стал инновационным – и тебе онлайн-банкинг, и современное оборудование, и новые продукты с услугами. Довольны, правда, не все, но это народ у нас такой, капризный и заевшийся. С другой стороны, попыталась я как-то воспользоваться СберМаркетом – тщетно, сбой случился уже в процессе регистрации. Попыталась ещё пару раз – снова неудачно, вернулась в итоге к испытанному партнёру. Рекрутинговый сервис тоже не порадовал. Лечиться не пробовала. Словом, сберовская экосистема меня пока не вдохновила.
Что касается непосредственной банковской деятельности, то лично у меня серьёзных претензий здесь нет (хотя на рынке бытуют и другие мнения). Вот разве что любовь к смене интерфейса на принципиально другой. В последних новостях о ребрендинге меня просто-таки напугало намерение первым делом поменять все цифровые и электронные каналы, сайты и прочее. Ребята, охолоните, ведь только-только меняли! Но нет, видно, синдром мерчандайзера сильнее любви к клиенту.
Тем не менее, есть некоторые опасения, связанные не столько с деятельностью Сбербанка, сколько с любителями использовать его бренд – а именно мошенниками, достающими клиентов нашего супербанка очень активно и уже довольно долго. Понимаю, что борьба с ними – дело компетентных органов. Но, увы, как показывает практика, не слишком они и компетентны. Однако, наверное, и служба безопасности банка должна присоединиться к этому благородному делу, или нет? Тут, кстати, в телевизионной рекламе уже показали, как в ближайшем будущем мы с вами будем обходиться в общении с банкоматом безо всяких старомодных карточек: посмотрел в глазок, назвал сумму – и получи! Красиво, ничего не скажешь. Будем надеяться, что и система безопасности продумана заранее…
Надо сказать, слухи о грядущем ребрендинге бродили по рынку уже года два, а то и три. Почему для него выбрали именно нынешний момент, право же, не самый простой, угадать трудно. Может, чтобы поднять всем настроение, испорченное угрозой второй ковидной волны? В сети уже столько шуток и мемов на сей счёт: то ли на фоне дефицита новостей, то ли из любви к Сберу, неясно.
Как неясна, впрочем, и сама идеология ребрендинга. Ну, экосистема, ну, дальнейшее развитие. А зачем стулья-то ломать? Кому мешал прежний логотип, вполне симпатичный и запоминающийся? Конечно, дело вкуса, но новый логотип выглядит каким-то несколько самодельным. Эхо постмодернизма? Бог его знает… И, наконец, что за странная страсть к переименованиям? Чем помешали последние четыре буквы? Отряхнём банковский прах с ног экосистемы? Словом, забавно и как-то по-детски всё это выглядит. Или как синдром пресловутого мерчандайзера, которого хлебом не корми – дай всё поменять.
Напоследок надо, разумеется, сказать, о цене вопроса. Особо его не афишировали, но, тем не менее, признались, что за пять-шесть лет на неторопливый ребрендинг намерены потратить 2,5 миллиарда рублей. Если вспомнить, что в предыдущую смену имиджа денег влили вдвое больше, то вроде бы и ничего. Если есть лишние деньги, почему бы и не побаловать себя? Вот только стоит вспомнить, что деньги эти не совсем «собственные», а складываются из наших с вами сбережений и всяческих комиссий, до которых бывший Сбербанк весьма охоч. И вряд ли экосистема с новым логотипом примет принципиально другую комиссионную политику.
Короче, с новым Сбером вас!
обсуждение