При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Аккурат между праздниками, 8 мая состоялось заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, которое Владимир Путин определил как своего рода «инвентаризацию» того, «что уже удалось сделать в рамках нацпроектов, где есть продвижение вперёд, а где, напротив, очевидные сбои».
То, что разговор будет серьёзным, следовало уже из вступительного слова президента, где он (кстати, уже не в первый раз) напомнил собравшимся: «…людям неинтересны абстрактные обещания, ведомственные планы или графики, разного рода технические вопросы – это всё наши с вами вопросы, а не граждан, которые ожидают конкретных результатов. Им не важно, как согласовывали, когда перечисляли средства на те или иные мероприятия. Гражданам важен результат, и не в отдалённом будущем, а сейчас». На этом, пожалуй, прекращу цитировать Путина, хотя сказал он ещё много интересного – и о переносе сроков, и о финансовых нестыковках и об «организационных пробелах».
Но нам сейчас любопытно было бы узнать о том, что всё-таки уже конкретно сделано, и сравнить со своими жизненными впечатлениями. То есть, предлагаю на реализацию национальных проектов с обывательской, с позволения сказать, точки зрения. К слову сказать, «обыватель» – вовсе не оскорбление. Это с лёгкой руки Карла Маркса слово обыватель (у основоположника – филистер) стало ругательным. А вообще-то обозначает оно гражданина, сельского или городского.
Как водится, начали с самого больного, предоставив слово социальному вице-премьеру Татьяне Голиковой. Именно она отвечает за проекты «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука» – ну, вроде как самое «женское» дело. Любят у нас слабый пол ставить на самые спорные и малоподъёмные участки.
Итак, Голикова рассказывала конкретно, с большим количеством цифр. Вот, например, по демографической линии начаты выплаты семьям за рождение первенца и последующих детей. Поскольку как раз в начале этого года я, наконец-то, стала бабушкой, то решила проверить у невестки: получила ли она деньги от государства? Оказывается, получила – аж 16 с чем-то тысяч рублей. Поставила «обывательский плюсик» и решила проверить сумму – а вдруг обманули? Нет, не обманули, хотя если бы внучка родилась месяцем позже, мама получила бы на тысячу больше. С другой стороны, такие выплаты вовсе не «начаты», они были и раньше – например, в 2017-м единоразовая выплата при рождении ребёнка составляла 15500. Вице-премьер не в курсе, или как?
В отчёте по проекту «Здравоохранение» меня живо заинтересовали «бережливые технологии». Это, видимо, про то, что в целях экономии из районных поликлиник (нынче они филиалами зовутся) вывели практически всех специалистов, так что теперь к какому-нибудь ревматологу или эндокринологу надо ехать едва ли не через полгорода. Впрочем, с цифрами – всё хорошо: счёт по закупке нового оборудования идёт на сотни, пожилых людей, прошедших диспансеризацию – на сотни тысяч, планы же вообще на 62 миллиона… Ох, боюсь я этой гигантомании, за ней как-то не просматривается человек конкретный. К тому же в реальности лично у меня опыт несколько иной, но это же обывательская позиция, правда? Словом, пока «зачёт» здравоохранению ставить рано.
Ладно, оставим медицину в покое. Обратимся к образованию. И здесь тоже цифры: за год в стране ввели в эксплуатацию 32 школы, причём 12 – на селе. Мало это или много? По мне, так маловато будет, особенно если иметь в виду дюжину сельских школ. Или мы уже до предела урбанизировались? Хотя – до конца года обещают сдать ещё 61 школу, глядишь, и в селе тоже.
Но, в конце концов, не в количестве школ суть – а в качестве образования. Отлично, что «уже начали решать задачи повышения квалификации педагогических работников и специалистов системы образования». Конечно, результаты здесь, как говорится, отдалённые – возможно, лет через 5-10 можно будет объективно судить о том, чему и сколь хорошо научили нынешних первоклассников. А пока, выходит, вся надежда – на одарённых детей, коих в стране насчитывается 164 тысячи, и для которых открываются «маленькие «Сириусы». Другое дело, что будем делать с остальными, не вошедшими в реестр?
Вообще говоря, столько разнообразных экспериментов, что пережило наше образование за последние сто лет, ни одна другая страна не выдержала бы. А у нас до поры до времени оно только набирало темпы – не случайно советское образование считалось одним из лучших в мире, и, к примеру, финны свою школу построили именно на нашей основе. Ну, а мы предпочли болонскую систему и дебильный ЕГЭ. Ну, да ладно, не будем о грустном.
Что заинтересовало в отчёте вице-премьера по этой теме, так это внимание к среднему специальному образованию. И то сказать, блогеры и менеджеры экономику не поднимут, самолёт не построят и станок не соберут. Для этого, знаете ли, нужны умелые руки с хорошими мозгами в придачу. Советский опыт профтехучилищ в информационном веке вряд ли пригодится. Помнится, не так давно, лет 20-30 назад направление в ПТУ звучало как приговор – значит, больше ни на что подросток не годится. И не только потому, что быть рядовым рабочим считалось не престижным (все в инженеры метили), но, прежде всего – из-за качества подготовки, оставлявшего желать много лучшего.
Сейчас бывшие ПТУ называются колледжами и ближе всё-таки к техникуму, нежели к былому профтехучилищу. И, похоже, учат там по-другому. Во всяком случае, вице-премьер рассказала и про обновление материально-технической базы, и про стандарты WorldSkills, и про акцент на информационно-коммуникационные технологии. Если на деле всё обстоит таким образом – смело можно ставить «зачёт». Ведь, по словам Голиковой, только в прошлом году в колледжи пошли 53% выпускников школ, и если среднее специальное образование не избавится от былого клейма «второсортности», завтрашний день отечественной экономики представляется весьма зыбким.
Любопытно, но в выступлении Татьяны Голиковой прозвучало полузабытое и едва ли не запретное слово – идеология. Это по поводу целевого обучения. Чтобы, значит, студент с первого курса был уверен, что после защиты диплома его возьмут на определённый завод или в корпорацию. Тоже, кстати, «хорошо забытое старое» – всё это было и в советские времена: и направление от предприятия на учёбу, и обязательная трёхлетняя «отработка». Что плохого в такой идеологии? И государству выгодно, и молодой человек спокоен по поводу своего будущего. Лишний раз повредничаю – зачем было рушить до основания, а потом на руинах строить практически то же самое, разве что с учётом современных условий?
Ну, и по очерёдности вице-премьер отчиталась по науке. Тоже были какие-то цифры, но о науке фундаментальной не сказано ни слова. Да, превосходно, что в пяти регионах: Пермском крае, Белгородской, Кемеровской, Нижегородской и Тюменской областях – будут в этом году созданы научно-образовательные центры. Чудесно, что вернулись к идее интернатов для одарённых детей. Возможно, эти меры позволят возродить ту самую среду, из-за разрушения которой за границу утекло столько наших талантливых умов. Но возрождение должно начинаться именно с фундаментальной науки – приоритетное финансирование, акцент на перспективные направления, создание завидных, если хотите, условий для работы и жизни. А коммерцией должны заниматься специально обученные люди – не профессора и не академики. Путь лучше они открывают, изобретают и создают научные школы – у них это, право же, неплохо получается.
…Поскольку национальных проектов – двенадцать, собрать их все в одной колонке невозможно, и разговор придётся продолжать. Наверное, не на все можно посмотреть с точки зрения рядового обывателя, хотя, если принять во внимание основную мысль президента: «Гражданам важен результат, и не в отдалённом будущем, а сейчас» – то правильнее всего смотреть как раз так. Иначе цифры будут сами по себе, а граждане обыватели останутся «при своих».
обсуждение