Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Дойдёт ли послание до адресатов?

Людмила Коваленко,
шеф-редактор проекта «Банки и деловой мир»

Все теперь обсуждают послание президента – и на самом деле, есть, о чём поговорить. Пожалуй, в первый раз за последние годы мы услышали чёткую и конкретную программу действий. И направление импонирует – чтобы люди (не население, а именно люди) уже в этом году почувствовали улучшение в своей жизни.

Как водится, недостатка в комментариях нет. Уже посчитали, во сколько обойдётся помощь многодетным семьям и пенсионерам – оказывается, не меньше, чем в 100 миллиардов рублей ежегодно. Учитывая, что в нынешнем году потребуется около 80 миллиардов, а доходная часть бюджета-2019 превышает расходную почти на два триллиона, урон невелик. Впрочем, министр финансов Антон Силуанов сказал, что деньги будут «искать» при исполнении бюджета. То есть бюджетный профицит ничего не решает, так что ли?

Банкиры в унисон с регулятором осторожно пообещали провентилировать вопрос об ипотечных каникулах. Но очень осторожно. Им и без того эта ипотека боком выходит: президент, видишь ли, потребовал снижать процентную ставку до каких-то более или менее приемлемых цифр. Однако что приемлемо заёмщику, кредитору – нож острый. С чего же тогда платить пятимиллиардные дивиденды, как удерживать многомиллионные зарплаты топам? Так и по миру пойти легко, право же…

Это я к чему? Обратите внимание: начальственных заявлений не так уж и много, зато с энтузиазмом обсуждают послание эксперты и журналисты – то есть те, кто слушал послание, так сказать, по личной инициативе. Между тем, адресовано оно было вообще-то Федеральному собранию, а заодно и кабинету министров. Нет, депутаты и сенаторы тоже красноречиво высказались в смысле, что они очень «за». И даже пообещали кое-какие законы принять поскорее. Ну, скорость этого процесса известная – иные законы годами лежат без движения. Эти, правда, срочные, следовательно, к концу нынешней сессии можно чего-то и дождаться.

Но – тревожно. На самом деле, обозначенные в послании проблемы не то что назрели, а перезрели: от скандальной «мусорной» до интеллектуальной цифровой. Не та нынче ситуация, чтобы откладывать их решение на потом.

С другой стороны, с тем же мусором проще сказать, нежели сделать. Конечно, раздельный сбор отходов – дело благое, только как его организовать на практике? К примеру, реально ли в пятиметровой кухне уместить отдельные вёдра для пищевых отходов, для бумаги и для пластика? И станут ли дворники, приставленные в многоэтажках к мусоропроводам, разбирать сотни пакетов, ежедневно падающих им, как говорится, на голову? Вообще кто-то за последние тридцать лет хоть раз задумался на мусорную тему? Пусть не начальники, так, может, бизнесмены. Да, пропаганда идёт, но приводит она разве что к тому, что наиболее сознательные граждане устраивают мини-свалки пластиковых бутылок на лестничных площадках – ибо никаких пунктов приёма пластика (равно как и вредоносных использованных батареек) в шаговой доступности нет и не предвидится. Поэтому возникает вопрос: кто и как разрабатывает программу «мусорной революции»? И насколько эти люди владеют мелкими нюансами реальной ситуации? Поскольку, если не владеют, дело с места не сдвинется.

Ладно, оставим неаппетитную тему. Поговорим о чём-нибудь интеллектуальном – скажем, о переходе на отечественное программное обеспечение. О чём тоже в послании сказано. Кстати, тоже проблема-проблема. Мало ли что стукнет в голову нашим заклятым друзьям? Ну, если вы только пиратское кино из интернета качаете или в социальных сетях погрязли – это неприятность, но не беда. Беда-то в том, что на импортный софт завязано в стране практически всё (за исключением, как уверяют, оборонной сферы – дай Бог, если так). И никакой цифровой экономики, никакой «электронной России», если вдруг…

Кстати, не надо думать, будто бы Россия вся из себя такая «лапотная». Между прочим, по части диджитализации финансовой сферы мы впереди планеты всей – признано самыми крутыми международными экспертами. С «железом» – да, много хуже, умники в 90-х фактически прекратили разработку и производство своей элементной базы, плюнули на развитие собственных компьютеров (а ведь всё      было, требовалось лишь подтолкнуть и влить деньжат). Хотя как раз «железо» сейчас – не самая большая печаль, китайцы и прочие азиатские тигры нас без техники не оставят…

Нет никаких сомнений в том, что нашим разработчикам вполне по силам потянуть даже такой огромный пласт, как переход на российский софт. Другое дело, готовы ли к этому переходу потенциальные заказчики. Между прочим, первая, подписанная заместителем председателя правительства Игорем Шуваловым директива, согласно которой все государственные компании обязаны перейти на отечественное программное обеспечение, датируется июлем 2016 года. В прошлом году вышла ещё одна, на сей раз от министра финансов, и срок в ней проставлен – к 2021 году как минимум половина софта должна быть «родной». Однако, как утверждают представители IT-компаний, во многих структурах (если не во всех) ограничились написанием планов. Ждут, пока само рассосётся, или как? И снова вопрос – кто будет отвечать за срыв проекта, если таковой, не ровен час случится? Потому как если опять накажут какого-нибудь стрелочника, задача сама по себе всё равно не решится.

…Вот отсюда и тревога – память покоя не даёт. Помнится, майские указы 2012-го тоже многим понравились, а когда стали «подбивать бабки», выяснилось, что какие-то позиции выполнены лишь частично, а другие так и остались благими намерениями. В этом электоральном цикле майский указ – единственный, зато дюжина национальных проектов, да и президент, похоже, настроен решительно: «Если же кто-то предпочитает работать по накатанной, не напрягаясь, избегать инициативы и ответственности, то лучше сразу уйти». Конкретные фамилии не названы, но у каждого, кто более или менее следит за ситуацией, сложились свои представления на сей счёт. Тут вопрос, правда: насколько они совпадают с мнением президента?

Сознаю, что из колонки в колонку поднимаю одну и ту же тему – об индивидуальной ответственности тех, кому поручено рулить нашей экономикой и социальной сферой. Не потому, что больше не о чем говорить – право слово, столько интересных тем в окружающем мире. Но вот незадача – каждая из них в конце концов упирается всё в ту же ответственность. Точнее – безответственность.

Помнится, прорываясь к власти, Дональд Трамп пообещал расшевелить вашингтонское болото – шороху наделал много, но, судя по всему, сам увязает в нём всё глубже. Как это говорят: политика – искусство возможного? Зато в экономике ему удалось совершить некий поворот, за что его хвалят даже оппоненты. Может, нашим экономическим начальникам есть смысл изучить положительный опыт? Или у нас экономика – искусство невозможное?

Остаётся надежда на новое поколение. Программа «Лидеры России», конечно, не самый доступный, но эффективный социальный лифт. Хотя его «выпускники» только начали работу, и надо ещё посмотреть, кто кого победит: они болото или болото их? Будем надеяться, что до них-то послание точно дойдёт, и хватит им квалификации и спортивной злости, чтобы не сойти с дистанции.

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все оценки »
+6 -0
2170
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

ЦБ удивил рынок, сохранив ключевую ставку на уровне 21% ЦБ удивил рынок, сохранив ключевую ставку на уровне 21% Регулятор увидел признаки охлаждения отдельных секторов экономики и снижение кредитной активности банков. Егор Сусин: Банк России позитивно удивил Егор Сусин: Банк России позитивно удивил Рациональная пауза. Евгений Коган: Трансформация МТС и новые перспективы Евгений Коган: Трансформация МТС и новые перспективы Что задумало руководство компании?

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)