При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Пока суд да дело, всякие там ковидные ограничения и нерабочие недели, Министерство просвещения трудится изо всех сил, совершенствуя нашу образовательную систему. И, само собой, грядёт новая оптимизация.
Урезать, так урезать
Недавно я уже писала о дивной программе под названием «Профессионалитет» – уж такое неуклюжее слово, что даже spell-checker гневно подчёркивает его красным. Как вы помните, среди прочих новаций грядёт сокращение сроков обучения в техникумах и колледжах. Да и в самом деле, зачем будущим «профессионалам» лишние знания? Не для того они из средней школы уходили. Опять же всякие блогеры вон какие деньжищи заколачивают – это при абсолютно нулевом интеллектуальном уровне. Да ещё и славу имеют – обсуждают их, в телевизор приглашают и даже на международный экономический форум. Разумеется – более достойных личностей среди молодых сограждан не нашлось.
Однако реформаторы на сокращении срока учёбы не остановились. Урезать, так урезать! И вот уже с 31 декабря убегающего года прекращается приём в колледжи и техникумы по 43 специальностям. Ибо, как следует из бюрократически изложенной мотивации, они уже не актуальны. Ну, вот, например, нет же теперь таких профессий, как кучер или секретарь-машинистка, и никто не возмущается. Отжили своё. Теперь подошла пора избавляться от очередных устаревших специальностей.
Вот, например, не будут теперь учить на скорняков (кто не в курсе, это мастера по выделке меха и шитью из него, весьма дефицитное ремесло, скажу я вам). И вовсе не потому, что Россия вняла призыву былой звезды Бриджит Бардо и отказывается от шуб и дублёнок (эту бы звезду, да в Оймякон, то-то она согрелась бы в насквозь химическом пуховике). Нет, мы по-прежнему на зиму утепляемся – но исконно русский промысел с удовольствием отдали грекам и туркам. Тренд глобализации – переносить производство туда, где рабочая сила подешевле. Зачем же самим-то трудиться?
Но, в конце концов, не шубами едиными… Тогда вот вам ещё одна отжившая профессия – младшая медсестра по уходу за больными. И тут у меня некий вопрос, выстраданный в травматологии, где я оказалась, когда моя «левая нога – хрусть, пополам». Конечно, дай Бог здоровья хирургам института Склифосовского, которые собирали мою несчастную лодыжку несколько часов. Однако из реанимации меня привезли в палату, где шесть коек были заняты такими же, как я, абсолютно не ходячими пациентками. Сперва я особо не волновалась – клиника же с именем, уход обеспечит. А вот вам индейское народное жилище! Ни «младших медсестёр», ни банальных санитарок в травматологии теперь не водится. Впрочем, есть сторонняя служба, которая предоставит минимальный уход за две-три тысячи рублей в сутки. А что, из страховых взносов в ОМС нельзя выкроить нужную сумму? Вопрос, как я понимаю, хоть и не риторический, но безответный. И государство просто решило зафиксировать ситуацию – ну, обходятся же как-то больные без ухода, значит и учить на младших медсестёр не надо.
А вот отмена обучения на слесарей по эксплуатации и ремонту газового оборудования как-то не вяжется с лозунгом всеобщей газификации. Или отныне этим делом займутся исключительно дипломированные инженеры? Право, на фоне участившихся «хлопков», сопровождающихся разрушением целых подъездов и этажей, такая перспектива кажется угрожающей.
Список, как уже сказано, длинный, а объясняется вся эта затея острой необходимостью «приведения структуры подготовки кадров со средним профессиональным образованием в соответствие с актуальными потребностями на рынке труда, а также укрупнения профессий и специальностей по принципу расширения квалификаций». Извините за цитату, но своими словами не получается – не хватает лингвистического таланта. Впрочем, об этом надо говорить отдельно.
Тест на профпригодность
Его вам необходимо пройти, если вы мечтаете занять тёплое местечко в каком-нибудь министерстве или ведомстве. Не волнуйтесь, он простенький. Вот, предположим, вам надо сочинить текст приказа об отмене обучения по 43 специальностям. Казалось бы, чего проще? Написали преамбулу: так, мол, и так, устарели некие профессии и не требуются больше трудовому рынку. А дальше перечислили их в столбик – чтобы всё уместилось на одной страничке.
Не тут-то было. Если вы думаете так же, как и я, не бывать нам с вами чиновниками. Тут ведь главное, чтобы документ выглядел солидно. Поэтому оформляется он как «внесение изменений в некоторые приказы». А дальше подробно перечисляются все эти приказы с пунктами и подпунктами… Нет, простите, не могу больше – чтение проекта искомого приказа привело меня на грань нервного срыва.
Не знаю, где и чему точно учились авторы десятков и сотен тысяч приказов, инструкций, положений, писем и телеграмм, захлестнувших нашу жизнь. Ясно лишь одно: всех их настигла болезнь пострашнее ковида – бумаготворчество. Кстати, почему сей предмет ещё не введён в школьные или вузовские программы? Или я что-то пропустила?
Среди всех грехов, навешанных на Петра I, числится и бюрократия. И напрасно – она появилась задолго до великого реформатора и имеет истоки в так называемой «системе кормления», известной примерно века с XV. Примерно с той же поры присоседилось к ней и другое понятие – да, вы правильно угадали, коррупция. Но не о ней сейчас речь (хотя не будь бюрократии, коррупционерам нечем было бы прикрываться).
Спору нет, управление государственной махиной требует порядка – значит, нужны и законы, и так называемые подзаконные акты. Но не в таком же немыслимом количестве и не в таких неудобоваримых формах. При чтении документов, выходящих из принтеров структур, которым, по-моему, уже потерян счёт, возникает стойкое ощущение: дурят нас, ох дурят! Ибо тексты сочиняют с тем расчётом, что обыватель их попросту не прочтёт до конца. А если и прочтёт, то запутается – и плюнет. Тут-то мы его, родимого, и подловим – а знаете ли вы, что в подпункте 15 пункта 18 статьи 26 раздела 4 написано? Не знает…
Между тем, законы в принципе должны быть написаны так, чтобы их понял гражданин, умеющий читать. Одну их первых попыток создать такой кодекс предпринял древний римлянин Гай в своих институциях. Полюбопытствуйте: читается на одном дыхании, всё сказано и всё ясно. Другой пример общеизвестен – конституция США, в которой всего семь статей. Есть ещё, правда, 27 поправок, но и они легко воспринимаются. Другое дело, что в так называемый большой свод американского законодательства входит около 30000 законов, так что в правовом поле толкотня почище нашей. Как, собственно, и везде, ибо бюрократизм границ не имеет.
Работа или имитация?
Вот что интересно: кто принимает решения о нужности или ненужности для народного хозяйства тех или иных профессий? В отвергнутой нами плановой экономике было ясно: столько-то надо учителей, столько – врачей, инженеров, юристов, более того, считали потребность в токарях, водителях и слесарях-сборщиках. Соответственно «спускали» план вузам и профтехучилищам. Не то, чтобы идеальная была система, но как-то работала.
Нынешняя – не работает от слова «совсем». Теперь рулят рекрутинговые агентства и невнятные девочки, гордо называющиеся HR. В результате я, например, получаю по рассылке вакансию «редактора высшей категории» с припиской: «опыт и образование не имеют значения». Да и правильно, зачем образование в рыночной экономике? Главное – разворотливость и умение имитировать бурную деятельность. Это отлично получается не только у менеджеров, мерчандайзеров и CMM-маркетологов. Самое широкое поле для этого раскрывается в чиновничьих структурах, где, по известной поговорке, люди заняты тем, что с одного конца стола перегоняют бумажки на другой. Впрочем, теперь и бумажки не обязательны, компьютер всё стерпит.
Почему-то мне кажется, что приказ, за который я уцепилась в качестве примера, готовили примерно такие персонажи. Скажем, отменили профессию массажиста, шиномонтажника, водителя электротранспорта, монтёра, бурильщика и так далее. Значит ли это, что они и вправду не нужны? Сомневаюсь, поскольку открытых вакансий хватает – проверила по рекрутинговым сайтам.
Сейчас всё чаще вспоминают забытое слово «распределение» – когда-то оно было гарантией и для молодого специалиста, и для заинтересованного в нём работодателя. Нынче у нас свобода выбора. Хочешь, работай по специальности, не хочешь – иди в такси, там всех берут. Хотя таланты, кому повезло оказаться на виду, могут получить шанс в «Сириусе» или подобном центре. Но это десятки, в лучшем случае сотни ребят. Остальных куда девать? В блогеры?
…Года три назад на одном мероприятии я услышала прогноз неглупого и облечённого властью человека: профессии водителя, почтальона и уж не помню, кого ещё, обречены. Их заменят беспилотные автомобили и интернет. Тогда я восприняла его слова как шутку или некоторый заскок. Теперь понимаю, что он так считает всерьёз. И не он один. Может, потому что живёт в Москве, где резюме заведомо больше, чем вакансий (хотя вакансии порой висят незаполненными долгие месяцы). Однако, жизнь пока ещё есть и за МКАД, только о ней в центре не очень-то знают. Возможно, там ещё требуются монтажники и бурильщики?
Поспевать за временем надо, но думать тоже иногда полезно.
обсуждение