При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российский Фонд национального благосостояния отказывается от долларовых активов. Хотя почему-то оставляет фунты и иены – хотелось бы знать, для какой надобности. Или просто «чтоб было»?
С увлечением слежу за интернет-баталиями вокруг американского доллара, где публика резко разделилась на два лагеря. Одни фанатично верят в несокрушимость американской валюты, другие столь же истово предсказывают ей крах – вот прямо завтра.
Вообще-то мне всегда казалось, что даже такая гуманитарная область, как экономика, опирается всё-таки не на веру, а на знание. Там, кстати, даже циферки кое-какие есть, можно складывать, умножать или хотя бы сравнивать.
Но такие устаревшие методы анализа нынче не в чести. Куда как безопаснее методика «бла-бла-бла». Вот, например, спрашиваете вы, почему госдолг США в 28 с лишним триллионов долларов никого не тревожит, и вам тут же объясняют. Во-первых, это лишь 108% к ВВП, а во-вторых, Америка – самая сильная экономика в мире. Вы, натурально, сомневаетесь – Китай по паритету покупательной способности круче, а «ржавый пояс» в США расползся уже по всей стране. Чем проявляете свои устарелые взгляды – теперь, отвечают знатоки, у нас (в цивилизованных, само собой, странах) – постиндустриальное общество, где главное – не производство неких глупых товаров, а сфера услуг. Стесняюсь спросить: а кушать чего? Ну ладно, штанов и кроссовок в конце концов на 3D-принтерах наклепать можно, а как насчёт бифштексов?
Видите ли, по нашим с Адамом Смитом и Карлом Марксом древним представлениям, деньги – бумажные, никелевые или электронные – должны быть обеспечены чем-то реальным. Ну, хоть золотом, что ли. Собственно, до 1971 года так оно и было, а потом с этим баловством завязали, и нынешние деньги – полностью фиатные, по-другому говоря, «декретные». То есть, как государство решило, так оно и будет. Кто-то утвердил доллар, кто-то рубль, а в Европе и вовсе общую валюту изобрели, хотя и не все её приняли, так сказать, на вооружение. Ни Швейцария не стала отказываться от своего франка, ни Британия – от фунта стерлингов. То ли из ностальгических соображений, то ли не доверяют брюссельским финансовым мудрецам. Однако евро американского зелёного друга никак не вытеснило, разве что заставило подвинуться чуток. Тут ведь как – кто смел, тот и съел. А американцы не то, чтобы смелые, скорее бесцеремонные. Сказывается, видимо, привычка к спокойной жизни за океаном, вдали от европейских потрясений. То, что в США сейчас внутри некое нестроение – их внутренние разборки, на окружающем мире они отражаются почти случайно.
И всё-таки неуютно становится, когда наблюдаешь за тем, что происходит в Штатах. Вроде бы коллективное помешательство a la «black lives mаtter» на долларе не должно бы серьёзно отразиться, а там – кто знает? Не было прецедентов в истории. Но это опять же из области «бла-бла-бла», поэтому попробуем вычленить из многих комментариев какие-то господствующие тенденции.
Долго и уважительно читала статью Сергея Гуриева на forbes.ru, который в два счёта доказал: «нет никаких причин ожидать», будто предсказания о крахе доллара сбудутся. Почему? Потому что! Во-первых, у всех долги. Во-вторых, госдолг США возник аж в 1790 году, и ничего – первый американский министр финансов Александр Гамильтон нашёл правильный ход с облигациями, о чём даже в соответствующем мюзикле поётся (а что – мощный аргумент). И с тех пор всё так и движется к процветанию. Ах, «Америка дважды отказывалась от золотого стандарта»? Вообще ерунда. Ведь нет же инфляции – значит, всё правильно, так держать. Тем более что доллары сейчас и печатать не нужно – нажал кнопочки на компьютерной клавиатуре, вот тебе и очередной триллион… А расплатиться по долгам, сколько бы триллионов они ни насчитывали, – плёвое дело, ибо «и до кризиса, и тем более сейчас процентные ставки настолько низки, что США вполне могут «вырасти из долга». Нормально, Григорий? Отлично, Константин!
Посмотрим теперь, что говорят оппоненты. Намеренно обращусь к мнению эксперта из США, дабы не обвинили меня в ложно понимаемом патриотизме и американофобии. Итак, бывший глава Morgan Stanley Asia Стивен Роуч, если верить rbc.ru и finversia.ru, ещё год назад был уверен, что «крах доллара состоится уже скоро». Надо полагать, перепугался вируса. Ничего, дружище, с кем не бывает… Неминуемый и скорый крах доллара предсказывают уже 20 лет – а он живёхонек. И как бы ему не процветать, если, к примеру, 82% активов пенсионных фондов мира вложено в долларовые инструменты (активы эти составляют, на минуточку, больше $36 триллионов). И внешняя торговля идёт в основном в этой валюте – так уж сложилось.
Короче говоря, за что боролись, на то и напоролись. С одной стороны, Штаты со своим долларом достали, используя его не столько, как финансовый, сколько как политический инструмент. С другой, американцы довольно споро скатываются с позиции града на холме к тому, что в нормальном мире зовётся анархией и бардаком, и это не может не сказаться на их экономике, сколько бы её мощь ни превозносили. Сей факт, мягко говоря, тревожит, ибо возможную катастрофу можно сравнить разве что с извержением Йеллоустоунского супервулкана – такое прикольно выглядит лишь в кино.
Поскольку я – человек мирный, то, даже не испытывая особых симпатий к США, тем не менее, желаю им здравствовать – другой вариант всем дороже обойдётся. Тем не менее, здравый смысл подсказывает, что экономика «вверх ногами», основанная на бумажных и ничем не обеспеченных деньгах (в мировом, замечу, масштабе), а не на реальном секторе, рано или поздно должна лопнуть. Ибо сама по себе является пузырём, надутым общими усилиями: от пошлой рекламы до заявлений государственных деятелей. Почему столь дружен этот хор защитников извращённой экономической модели, разговор особый и сейчас не к месту…
Похоже, я и сама ударилась в «бла-бла-бла», хотя намеревалась взглянуть на проблему сквозь призму статистики. Что ж, посмотрим на цифры, хотя за их полную актуальность не ручаюсь – ситуация меняется изо дня в день, и индексы финансовых рынков за ней не поспевают. Впрочем, я не об индексах, тут статистика попроще. В прошлом году доля доллара США в авуарах центральных банков упала до 59% – если верить данным МВФ, до самого низкого с 1995 года уровня. Как считают эксперты, здесь скорее всего сказалась неудержимая эмиссия доллара (те самые «вертолётные» деньги). Кроме того, по мнению аналитиков, интерес к доллару подрывает и увлечение Штатов разнообразными, по любому поводу и по многим адресам, санкциями. Попросту говоря, падает доверие к разумности действий страны – снижается и авторитет её валюты. Как-то так.
Ещё вчера манипуляции многих государств с валютной структурой резервов в сторону снижения долларовой доли могли показаться либо случайностью, либо позой. Сегодня это – тенденция. Прежде доллар казался незыблемым, однако, чем дальше в лес, тем более рискованным и непредсказуемым он становится. Ибо никто не в силах предвидеть, куда намерены двигаться Штаты, которым приходится, ни много ни мало, спасать страну от свалившихся на неё бед: от коронавируса с более чем полумиллионной смертностью – до безумных акций BLM и прочих неформалов и конгрессменов.
Так или иначе, но безусловность доллара как всеобщей резервной валюты неуклонно ослабевает – параллельно растущим сомнениям в гегемонии США. Вопрос в том, что будет дальше? И чем, собственно, можно заменить денежную единицу, которую горячие головы называют резаной зелёной бумагой (что, право, недалеко от истины, поскольку лишь 4% денежной долларовой массы обеспечено золотовалютными резервами)? Ну, тут вообще темна вода во облацех…
Вариант «амеро» – как общей для всего североамериканского континента валюты – представляется весьма экзотичным и сложным для реализации. Хотя мог бы разом обнулить госдолг: нет доллара – нет проблемы. Для США. Потому как для остальных проблемы возникнут, да ещё какие! На сегодняшний день три четверти транзакций в мире – долларовые. Вот и считайте. Кстати, аналогичные идеи существуют и насчёт валюты азиатской. Но пока все они – в основном в головах аналитиков.
Вывести на первое место евро тоже вряд ли удастся – хотя бы потому, что Евросоюз за последние годы превратился в довольно слабую структуру, раздираемую внутренними противоречиями и политически не самостоятельную. А при таком раскладе нечего и надеяться на лидерство в финансовой сфере.
Остаётся Китай – с его цифровым юанем. Пока позиции у китайской валюты не такие уж и сильные – львиную долю расчётов КНР ведёт всё в тех же долларах. Но, во-первых, юань поступательно укрепляется, а во-вторых, намерения настолько серьёзные, что даже известный американский финансист Рэй Далио уверен в его скорой победе над долларом.
…Так что, пожалуй, правильно решили наши государственные мужи – да ну его, доллар, от греха подальше. Золотишко – оно надёжнее. Пусть мы по его запасам и не впереди планеты всей, но и пятое место в мире – тоже не жук начхал.
обсуждение