При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как выяснил очередной опрос РАНХиГС, российские граждане охладели к бизнесу как к возможной личной перспективе. Причём самое печальное, что охладели на уровне идеи.
Вообще-то ничего сенсационного здесь нет. Разнообразные исследования год от года показывают снижение числа желающих открыть своё дело. Хотя их и прежде было не так уж много. Забавно и грустно вспоминать, сколько было надежд на «самодеятельность масс» на заре перестройки. Вот, говорили мы (и писали, во всяком случае, ваша покорная слуга сильно топила за частный бизнес), люди почувствуют, что значит «быть хозяевами», проявят своё творческое начало — и вырастет мощная экономика, а вместе с ней наступит и всеобщее благоденствие.
Не выросла. И не наступило. Тут вроде самый удобный момент накинуться в очередной раз на экономические и прочие власти со всякими обвинениями: и то они не так сделали, и здесь ошиблись, и там пожадничали. Тем не менее, хочу поговорить совсем о другом.
Так вот, начнём с того, что, по разным оценкам, к открытию, сохранению и тем более развитию своего бизнеса способны не более 5% населения — не России, а мира. Прямым подтверждением этому служит и другая цифра — из ста новоиспечённых бизнесменов прогорают 95. То есть, всё те же 5% удачников.
Так что энтузиазм тех, кто, судя по опросу РАНХиГС, готов создать своё дело в ближайшее время, могу отнести разве что к молодости респондентов. Не случайно же больше всего таких энтузиастов в возрастной группе от 18 до 24 лет — 9,8%, а уже в следующей генерации, от 25 до 29, их заметно меньше — 5,6%. Надо полагать, это в основном те, кто не смог как-то пристроиться. В интервале от 30 до 49 лет количество желающих попробовать себя в бизнесе колеблется от 4,6 до 4,7%. В предпенсионной группе оно резко падает, до 0,8%, а вот после 60 лет, как ни странно, снова некоторый рост — до 1,4%. Возможно, этот зигзаг как-то связан с пенсионной реформой, в ходе которой власти обещают способствовать тем, кто на склоне лет готов рискнуть…
Справедливости ради надо назвать и ещё пару показателей. Так, 9,5% респондентов хотели бы открыть своё дело, но не сейчас, а со временем. И ещё 16,5% просто не имеют такой возможности.
А теперь «горький десерт» — не хотят создавать частное дело 57,6% опрошенных. Не желают категорически. Ну, а как же творчество масс, свобода, пресловутое «чувство хозяина», в конце концов — желание хорошо зарабатывать? Судя по всему, не цепляет.
Оставим пока в стороне надоевшие мантры по поводу административных барьеров, фискального бремени и рейдерской угрозы. Попробуем докопаться до фундамента. А он, фундамент, весьма зыбкий. Кому-то пришло в голову, будто население индустриально развитой страны, которая десятилетиями ставила перед собой весьма амбициозные цели, ринется «назад в будущее». Между тем, дикий капитализм, в который наши «прорабы перестройки» окунули людей, продолжавших ощущать себя гражданами сверхдержавы, это — махровое прошлое. Да, наверное, многим не нравилось работать на государство за скудную зарплату, но новая перспектива — вкалывать «на дядю» — тоже совсем не вдохновляла. Поэтому поначалу самые смелые, отчаянные и отчаявшиеся ринулись в некий суррогат бизнеса — это, конечно, о пресловутых «челноках» и производителях домашних пирожков.
…Позвольте здесь сделать маленькое отступление — мне не хотелось бы вмешивать в тему этой колонки залоговые аукционы и всякие ваучерные схемы. К бизнесу как таковому они не имеют ни малейшего отношения. Просто люди в нужное время оказались поблизости от пункта распила. Таковых и было мало, а осталось ещё меньше, так что не о них речь.
Итак, вернёмся к творчеству масс. Помнится, на исходе 1980-х «Литературная газета» (один из светочей свободной мысли по тем временам) опубликовала проблемную статью, где, в частности, фигурировал некий инженер, тянувший лямку в каком-то НИИ, а для души (и приработка) тачавший дома весёленькие хозяйственные сумки. Думаю, как раз тот инженер вполне себе выжил в «челночные» времена — может, на тех же сумках, а может, джинсы варил. Сумел ли он создать собственное дело на таком багаже — вопрос. Большинство из тех «бизнесменов поневоле» теперь работают продавцами в лавочках (извините, бутиках) более удачливых коллег, получая зарплату в зависимости от количества проданного товара. Фактически та же работа «на дядю» — не престижная, нудная и за маленькие деньги. И вот поди ж ты, с такой-то стартовой позиции и не хотят завести свой бизнес. Ленивые? Да нет, просто трезво мыслящие. Видят, как хозяин или хозяйка бьются — и предпочитают работать в найме, но относительно спокойно. Опять же, информации нынче навалом, про тот же малый и средний бизнес — так особенно. И всё — о проблемах: трудностях финансирования, фискальной нагрузке, банкротствах, «наездах» и посадках. Вот и думает человек: а оно мне надо?
Словом, всё закономерно. Граждане предпочитают государственную службу, по крайней мере, там зарплату дают в срок. Впрочем, можно поработать и в частном секторе — даже такие несовременные профессии, как врач или педагог, здесь востребованы и неплохо оплачиваются. А уж обладателям сакральных ИТ-знаний и вообще раздолье, кругом всё уходит в цифру, и айтишники на кадровом рынке — нарасхват. Но опять же речь идёт о наёмной работе, а отнюдь не о частном предпринимательстве. Вспыхивающие и тут же гаснущие стартапы погоды не делают.
Тем не менее, правительство продолжает настаивать на том, чтобы малый бизнес в стране развивался. При этом апеллируют обычно к зарубежному опыту, где доля малого бизнеса в ВВП составляет 50-60%. У нас — в лучшем случае 21% с хвостиком. Логика вроде бы понятна: если они могут, тогда почему не получается у нас? Обычно на этот вопрос следует гневная филиппика в адрес финансово-экономических властей, не создавших условия. Частично к филиппике присоединяюсь, но по зрелом размышлении главной причиной вижу не столько бездействие или ошибки правительства, сколько отсутствие стимула к частному предпринимательству.
Можете мне возражать сколько угодно, но мощный для переразвитого западного общества мотив: деньги, как можно больше денег — в России не катит. Нам подавай идею. Ну, хотя бы что-то вроде трамповской «сделаем страну снова великой». Можно без конца иронизировать на предмет того, что когда-то «пахали целину и пихали на Луну», однако ностальгия по тем славным временам проникла даже в генерацию миллениалов. Молодости, знаете ли, свойственна некоторая романтичность, не слишком совместимая с фанатичным служением Маммоне.
Нет, я не подвергаю сомнению полезность малого и прочего бизнеса для экономики. Только вот не надо его фетишизировать и тем более ставить на него всё на свете. К слову сказать, даже в безусловно капиталистических странах прослеживаются и элементы многоукладной экономики, и некоторый заимствованный у СССР социальный опыт (от которого мы по неразумию отказались). Просто у каждой страны своя история, свой опыт, свой менталитет. И своя идея. А без идеи как же? Себе дороже обходится. Что мы нынче и наблюдаем — на собственном опыте.
обсуждение